В 1946 г. между СССР и США началась «Холодная война», которая продолжается и на сегодняшний день. Но не всегда жители СССР-РФ и США были противниками. Данная фотовыставка как раз посвящена такому событию в истории обеих стран, которое произошло во время Второй мировой войны.
На Московской конференции трёх держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Англии (сентябрь-октябрь 1941 г.) было решено, в частности, поставлять в СССР боевые самолёты по ленд-лизу, начиная с 1 октября этого же года по 400 боевых самолетов в месяц. Однако до конца года было доставлено всего 204 самолета, в основном, через Мурманск. Потребовался надёжный воздушный мост, недосягаемый для противника. Так родилась «Сталинская трасса» Аляска-Сибирь, или, сокращённо, Алсиб.
9 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве ВТКУ - воздушной трассы Красноярск—Уэлькаль (посёлок на берегу Чукотки), обязав Аэрофлот и местные хозяйственные организации Восточной Сибири в кратчайший срок обеспечить строительство авиалинии.
Общая протяжённость трассы Фэрбенкса до Красноярска составляла 6450 км (из них по территории СССР - 5000 км). С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км. На маршруте перегонщиков, поджидали часто очень сложные погодные условия: зимой – морозы, низкая облачность, угроза обледенения, снегопады; летом – туманы, дым лесных пожаров, дожди, отклоняясь от курса, приходилось обходить грозовые фронты.
С октября 1942 по октябрь 1945 гг. согласно отчёту перегоночной авиадивизии по трассе Алсиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолётов, было перевезено 128 371 пассажира и 18 753 тонн грузов.
С февраля 1943 г. Алсиб стал проходить над Уралом. Воздушная трасса от Фербенкса на Аляске, через Уэлен (тогда Уэлькаль), Якутск, Красноярск, Свердловск (аэродром Кольцово), Казань - до Москвы.
О том, насколько опасной была перегонка самолётов, говорит такой факт. 21 июня 2013 г. в Екатеринбурге, на Широкореченском кладбище состоялись похороны экипажа бомбардировщика А-20 разбившегося из-за плохих метеоусловий во время перегона самолёта под Михайловском, в Нижнесергинском районе Свердловской области. Бомбардировщик вылетел из Свердловска 19 сентября 1943 г., но до фронта не добрался. Экипаж в составе лейтенанта И. Чупакова (командир), старшего лейтенанта В. Чабанюка (штурман) и старшего сержанта Н. Карачун (воздушный стрелок) считался пропавшими без вести. Через 70 лет обломки самолёта и останки трех членов экипажа были обнаружены поисковой экспедицией.
Всего же 7908 перегоняемых самолётов на территории Свердловской области разбились пять.
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |