Полтавская битва, состоявшаяся 27 июня (8 июля) 1709 года, стала решающим эпизодом Великой Северной войны (1700–1721 гг.).
Война шла между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая империя – Российская, имеющая выход в Балтийское море и обладающая мощной армией и флотом. Столицей империи стал Санкт-Петербург, расположенный в месте впадения реки Невы в Балтийское море.
Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V, и Россия, возглавляемая Петром I.
В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония – в 1706 году. После этого, до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Россия воевала со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России – Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции – Англия (c 1707 года – Великобритания), Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турок, но большей частью – русские войска.
Возвращение русских земель в Ингерманландии, основание русским царём Петром I в 1703 году в устье Невы нового города-крепости Санкт-Петербург и успешные действия русских войск в Курляндии в 1705 году побудили Карла XII принять решение после разгрома Августа II вернуться к действиям против России и захватить Москву. В 1706 году Август II потерпел тяжёлое поражение и лишился короны Речи Посполитой. В июне 1708 года Карл XII начал поход против России.
1708 год прошёл в столкновениях шведской и русской армий на территории Великого княжества Литовского (сражения при Головчине, при Добром, Раёвке и Лесной). Шведская армия понесла большие потери, начались перебои со снабжением, прежде всего с продовольствием и кормом для лошадей.
Осенью 1708 года гетман И. С. Мазепа изменил Петру и принял сторону Карла, заверив его в союзнических чувствах казачества к шведской короне. Вследствие болезней и плохого обеспечения питанием и амуницией, шведской армии необходим был отдых, поэтому шведы из-под Смоленска повернули на Гетманщину, чтобы отдохнув там, продолжить наступление на Москву с юга. Однако зима для шведской армии оказалась тяжёлой, несмотря на то, что русская армия на землях Войска Запорожского прекратила тактику «выжженной земли». Крестьяне Гетманщины, как и Западной Руси, с ненавистью встретили иноземцев. Они убегали в леса, прятали хлеб и корм для лошадей, убивали фуражиров. Шведская армия голодала.
К тому моменту, когда армия Карла подошла к Полтаве, она потеряла до трети состава и насчитывала 35 тысяч человек. Стремясь создать выгодные предпосылки для наступления, шведский король решает овладеть Полтавой, где находились большие запасы продовольствия и фуража, и которая с фортификационной точки зрения казалась «лёгкой добычей».
25 апреля (6 мая) Карл XII приказал генералу А. Спарре с 8 пехотными полками, артиллерийским полком и всем обозом перейти из Будищ под Полтаву, генералу К. Г. Крейцу с кавалерией – из Решетиловки перейти к Ворскле. Русский отряд К. Э. Ренне (7 тысяч кавалерии), направленный под Полтаву, не смог пробиться к городу и был вынужден отойти к главной армии.
27 апреля (8 мая) шведами под Полтаву направлен ещё один пехотный полк – Далекарлийский, на следующий день к Полтаве пришёл сам король. Два следующих дня шведы пытались взять слабо укреплённый, по их мнению, город штурмом. После этих неудачных попыток 30 апреля (11 мая) были начаты осадные работы.
Гарнизон Полтавы в составе 4,2 тысяч солдат (Тверской и Устюжский солдатские полки и по одному батальону ещё от трёх полков — Пермского, Апраксина и Фехтенгейма) и 2,6 тысяч вооружённых горожан под руководством полковника А. С. Келина с апреля по июнь успешно отбил 20 штурмов. За это время шведы потеряли под стенами Полтавы более 6 тысяч человек.
В конце мая к Полтаве подошли главные силы русской армии во главе с Петром I. Они расположились на противоположном от Полтавы левом берегу реки Ворсклы. После того как 16 (17) июня на военном совете Пётр решился на генеральное сражение, в этот же день передовой отряд русских форсировал Ворсклу севернее Полтавы, у деревни Петровка, обеспечив возможность переправы всей армии.
19 (30) июня главные силы русских войск совершили марш к переправе и на следующий день перешли Ворсклу. Пётр I расположил армию лагерем у деревни Семёновка. 25 июня (6 июля) русская армия передислоцировалась ещё южнее, заняв позицию в 5 километрах от Полтавы, у деревни Яковцы. К моменту генерального сражения русская армия насчитывала, по разным данным, от 60 до 80 тысяч солдат и 102 артиллерийских орудия. Карл XII располагал до 37 тысяч солдат (в том числе около 2 тысяч запорожских и украинских казаков гетмана Мазепы), 41 орудием (30 пушек, 2 гаубицы, 8 мортир и 1 дробовик). Непосредственно в Полтавском сражении принимало участие меньшее количество войск. Со шведской стороны около 8 тысяч пехоты (18 батальонов), 7 800 кавалерии и около тысячи нерегулярной кавалерии, а с русской стороны – около 25 тысяч пехотинцев, часть из которых не приняло непосредственное участие в сражении. Кроме этого, с русской стороны в бою участвовали конные подразделения численностью 9 тысяч драгунов, калмыков и казаков. По другим данным, в русских полках, непосредственно принимавших участие в сражении, было не менее 40 тысяч человек, а шведов - до 30 тысяч. С русской стороны в бою были задействованы 73 артиллерийских орудий против 4 шведских. Заряды для шведской артиллерии были почти израсходованы за дни осады Полтавы.
26 июня (7 июля) русские начали строить передовую позицию. Было возведено десять редутов, которые заняли два батальона Белгородского пехотного полка полковника Саввы Айгустова под командой подполковников Неклюдова и Нечаева. Позади редутов находились 17 кавалерийских полков под командованием А. Д. Меншикова.
Карл XII, получив сведения о скором подходе к русским крупного калмыцкого отряда, решил атаковать войско Петра I до того, как калмыки совсем нарушат его коммуникации (к шведам подослали якобы перебежчика из немцев, который сообщил, что к Петру не сегодня-завтра на помощь подойдёт отряд калмыцкой конницы численностью 18 тысяч сабель). Получивший ранение во время рекогносцировки 17 (28) июня, король передал командование над 20 тысячами солдат фельдмаршалу К. Г. Реншильду. Около 10 тысяч человек, в том числе и казаки Мазепы, остались в лагере под Полтавой.
Накануне сражения Пётр I объехал все полки. Его краткие патриотические обращения к солдатам и офицерам легли в основу знаменитого приказа, требовавшего от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…»
Пытался поднять дух своей армии и Карл XII. Воодушевляя солдат, Карл объявил, что завтра они будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.
В два часа ночи 27 (8 июля) июня шведская пехота четырьмя колоннами выдвинулась из-под Полтавы, за ней следовали шесть конных колонн. К рассвету шведы вышли на поле перед русскими редутами. Князь Меншиков, выстроив своих драгун в боевой порядок, двинулся навстречу шведам, желая встретить их как можно раньше и тем выиграть время для подготовки к бою главных сил.
Когда шведы увидели наступавших русских драгун, их конница быстро проскакала в промежутках между колоннами своей пехоты и стремительно бросилась на русскую конницу. К трём часам утра перед редутами уже кипел горячий бой. Сперва шведские кирасиры и небольшой вспомогательный отряд запорожских казаков потеснили русскую кавалерию, но, быстро оправившись, русские регулярные конные части, поддержанные калмыками (единственные нерегулярные соединения, использованные Петром Великим непосредственно в сражении), повторными ударами оттеснили шведов.
Шведская конница отступила и в атаку перешла пехота. Задачи пехоты были таковы: одна часть пехоты должна без боя миновать редуты по направлению к главному лагерю русских войск, другая же её часть под командованием генерал-майора Карла Рооса должна была взять продольные редуты, чтобы не дать противнику вести губительный огонь по шведской пехоте, которая продвигалась к укреплённому лагерю русских. Шведы взяли первый и второй передовые редуты. Нападения на третий и другие редуты были отбиты.
Жестокий упорный бой продолжался больше часа; за это время главные силы русских успели подготовиться к бою, а потому коннице и защитникам редутов царь Пётр приказал отойти на главную позицию возле укреплённого лагеря.
Фельдмаршал Реншильд произвёл перегруппировку войск, стремясь обойти русские редуты слева. После захвата двух редутов, шведов атаковала кавалерия Меншикова, однако шведская кавалерия заставила её отступить, но, подчиняясь общему плану битвы, не стала развивать успех.
Во время конного сражения шесть правофланговых батальонов генерала Рооса штурмовали 8-й редут, но взять его не смогли, потеряв при атаке до половины личного состава. При левофланговом манёвре шведских войск между ними и батальонами Рооса образовался разрыв, и последние были потеряны из виду. Стремясь найти их, Реншильд послал на их поиски ещё 2 батальона пехоты. Однако войска Рооса были разбиты русской кавалерией из дивизии Меншикова. Остатки колонны Рооса укрылись в одном из оставленных шведами шанцев возле полтавской крепости и сдались в плен.
Тем временем фельдмаршал Реншильд, видя отступление русской конницы и пехоты, приказывает своей пехоте прорваться сквозь линию русских укреплений.
Прорвавшись через редуты, основная часть шведов попала под сильный артиллерийский и ружейный огонь из русского лагеря и в беспорядке отошла в Будищенский лес. Около шести часов утра Пётр вывел армию из лагеря и построил её в две линии, имея в центре пехоту, на левом фланге кавалерию Меншикова, а на правом — кавалерию генерала Р. Х. Боура. В лагере был оставлен резерв из девяти пехотных батальонов. Реншильд выстроил шведов напротив русской армии.
В 9 часов утра остатки шведской пехоты, численность которой составляла около 4 тысяч человек, построившись в одну линию, атаковали русскую пехоту, выстроенную в две линии примерно по 8 тысяч каждая. Сначала противники вступили в огнестрельный бой, затем начали рукопашную схватку.
Воодушевляемое присутствием короля, правое крыло шведской пехоты яростно атаковало левый фланг русской армии. Под натиском шведов первая линия русских войск стала отступать. Напору противника поддались передовые батальоны Казанского, Псковского, Сибирского, Московского, Бутырского и Новгородского полков. В передней линии русской пехоты образовался опасный разрыв боевого порядка: шведы штыковой атакой «опрокинули» 1-й батальон Новгородского полка. Царь Пётр I вовремя заметил это, взял 2-й батальон Новгородского полка и во главе его бросился в опасное место.
Прибытие царя положило конец успехам шведов, и порядок на левом фланге был восстановлен.
Вторая линия русской пехоты влилась в первую, усилив напор на противника, а таявшая тонкая линия шведов не получала уже никаких подкреплений. Фланги русской армии охватили боевой порядок шведов. Шведы уже устали от напряжённого боя.
Карл XII пытался воодушевить своих воинов и появился в месте самой горячей схватки. Но ядро разбило носилки короля, и тот упал. По рядам шведской армии с молниеносной быстротой пронеслась весть о гибели короля. Среди шведов началась паника.
Очнувшись от падения, Карл XII приказывает посадить себя на скрещённые пики и высоко поднять вверх, чтобы все видели его, но и эта мера не помогла. Под натиском русских сил потерявшие строй шведы начали беспорядочное отступление, превратившееся к 11 часам в настоящее бегство. Впавшего в обморок короля едва успели вывезти с поля битвы, посадить в карету и отправить к Переволочне.
Судя по трофеям, шведская армия не испытывала недостатка в холодном и лёгком огнестрельном оружии. Мало у них оказалось лишь пушек, ядер и пороху. Против 102 русских орудий они смогли выставить лишь своих 39.
В ходе Полтавской битвы и последующего бегства до переправ на Днепре, шведы потеряли более 9 тысяч человек убитыми, свыше 18 тысяч пленными, 32 орудия и весь обоз. Практически под Полтавой король Карл XII потерял свою армию.
Потери русской армии составили 1 345 человек убитыми и 3 290 ранеными.
Победа русской армии в Полтавской битве привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе.
В конечном счёте, по итогам войны Россия возвратила выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мира, и установила контроль над Эстляндией и Лифляндией.
Примечание: В целях увековечивания в народной памяти ключевых моментов истории Российского государства, в 1995 году был принят Федеральный закон, устанавливающий дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России и памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.
К сожалению, при подготовке закона не было учтено то обстоятельство, что разница между юлианским календарём, действовавшим в России до 1918 года, и современным, григорианским, составляет соответственно в XIII веке – 7 дней, XIV веке – 8 дней, XV веке – 9 дней, XVI и XVII веках – 10 дней, XVIII веке – 11 дней, XIX веке – 12 дней, XX и XXI веках – 13 дней, просто прибавив к «старостильной» дате 13 дней. Поэтому в исторической науке фигурируют иные даты, чем в законе, но, думается, эта досадная неточность не умаляет подвигов наших предков, о которых нам и последующим поколениям следует помнить. Ибо, как писал гениальный российский поэт и патриот Александр Сергеевич Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».
Автор статьи: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |