2 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Анатолия Константиновича Серова, Героя Советского Союза, военного лётчика. В 1930-х годы он был одним из самых популярных советских военных лётчиков, признанным мастером высшего пилотажа.
Анатолий Константинович родился 2 апреля 1910 года (20 марта – по старому стилю) 1910 года в рабочем посёлке Воронцовского медного рудника Турьинской волости Верхотурского уезда Пермской губернии Российской империи (ныне посёлок Воронцовка городского округа Краснотурьинск Свердловской области Российской Федерации). Был он вторым ребёнком в семье горного мастера (штейгера) Константина Терентьевича и домохозяйки Любови Фроловны Серовых.
В августе 1918 года семья Серовых переехала в посёлок Богословск, по тем временам крупный населённый пункт, столицу Богословского горного округа и всего Северного Урала
Из-за Гражданской войны Анатолий Серов сел за школьную парту лишь в 9 лет. Учился он, можно сказать, неровно: то выходил в отличники, то начинал прогуливать уроки. Тем не менее, его современники отмечали его стремление во всём быть первым. И каждый учебный год завершал успешно.
Может быть, Анатолий и продолжил бы семейную трудовую традицию, но однажды учительница рассказала на уроке о ряжском стрельце Иване Серове, который в 1699 году сделал «крылья из крыльев голубей великие» и смог подняться над землёй «аршин на семь». Считая стрельца своим дальним родственником, Анатолий решил повторить его опыт: выкроил крылья из старой ткани, натянул их на деревянную раму и прыгнул с ними с крыши бани своего дома. Почти месяц пролежал с вывихом ноги. За это время сделал гигантского воздушного змея, на котором рассчитывал взлететь в небо, но подъёмной силы конструкции оказалось недостаточно, чтобы поднять в воздух двенадцатилетнего подростка.
Сделав выводы из своих неудач, подросток стал вникать в теорию воздухоплавания, благо, что его отец собрал много технических журналов. В них и нашёл Анатолий изображения и схемы воздушного шара и самолётов. С жадностью читал юный Серов статьи о первых русских лётчиках: С. И. Уточкина, Б. В. Матыевич-Мацеевича, П. Н. Нестерова. Мечта стать пилотом прочно вошла в сознание подростка.
В 1925 году семья Серовых переехала в город Надежднинск, где главе семьи Константину Терентьевичу предложили работу на Надеждинском металлургическом заводе.
В Надеждинске Анатолий Серов пошёл учиться в школу фабрично-заводского ученичества при Надеждинском металлургическом заводе, где кроме среднего образования давали ещё рабочую профессию.
В 1926 году Анатолий стал комсомольцем. Будучи по природе человеком деятельным, он быстро вошёл в комсомольский актив, стал членом бюро комсомола, возглавил участок физкультуры и спорта. При его активном участии в Надеждинске появились новый стадион, плавательная и лыжная станции.
Успешно Анатолий осваивал и рабочую профессию. Проходя практику на металлургическом заводе в бригаде лучшего сталевара предприятия Ивана Алексеевича Кучина, он сначала был третьим подручным сталевара, затем вторым. Но мечта стать лётчиком не покидала юношу. И когда весной 1929 года в Надеждинск поступило три комсомольские путёвки в школы пилотов, одну из них без обсуждения выделили персонально Серову, который только что окончил фабзавуч. Пройдя медицинскую комиссию и успешно выдержав экзамены в Нижнем Тагиле, Анатолий 15 мая 1929 года стал курсантом 1-й Объединённой теоретической школы лётчиков и авиатехников в Вольске. Здесь учили только теории.
29 июня 1930 года А. К. Серов стал учлётом 3-й Оренбургской военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей. Три месяца занятий по теории аэронавигации, радиосвязи и общеобразовательным предметам: математике, физике, истории, политэкономии, русскому языку и литературе.
И вот первые практические занятия на У-2. Учлёт Серов сразу стал отличаться старанием, показав высокие результаты. После налёта 45 часов (при норме допуска 60 часов) его допустили до самостоятельных полётов.
17 декабря 1931 года Анатолий Серов был выпущен из школы лётчиком-истребителем с отличной оценкой по технике пилотирования.
Молодой лётчик получил назначение на должность младшего лётчика в 1-ю Краснознамённую истребительную эскадрилью имени В. И. Ленина Ленинградского военного округа, которая базировалась на аэродроме в Гатчине. На новом месте службы Серов показал помимо высокого лётного мастерства и качества лидера, стал старшим лётчиком и был назначен командиром звена.
Затем была служба на Дальнем Востоке, где Серов неоднократно становился чемпионом по высшему пилотажу среди лётчиков Особой Краснознамённой Дальневосточной армии, имел 40 поощрений от командования. И это помогло ему перевестись в мае 1936 года на лётно-испытательную работу в Научно-испытательный институт ВВС РККА.
За один год на испытательной работе Анатолий принял участие в контрольных испытаниях четырёх типов самолётов и в двух специальных программах, связанных с боевым применением истребителя И-15. Также Серов привнёс несколько новшеств в работу лётчиков-испытателей. Он усовершенствовал систему буксировки конуса-мишени для воздушной стрельбы, ввёл в практику испытательные полёты на малых высотах при низких скоростях. Удалось лётчику доказать конструкторам, что хорошо знакомый ему И-5 может нести гораздо большую полезную нагрузку, чем это было заявлено в технической документации. Для этого ему пришлось самолётом поднять в воздух планёр с экипажем два человека, гружёный для большего веса песком.
В 1936 году в Испании разразилась Гражданская война. Демократическое правительство сражалось с фашистами, возглавляемыми генералом Франко. Советское правительство приняло решение о негласной помощи республике. Помимо техники и вооружения, туда были направлены военные специалисты. В числе советских добровольцев был и старший лейтенант Анатолий Серов. Так в Испании появился лётчик Родриго Матео.
В Испании Серов прошёл путь от рядового лётчика до командира истребительной авиагруппы. На истребителе И-15 произвёл более 180 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника (8 лично и 7 в составе группы). И вновь проявились его качества новатора. Так за время участия в боевых действиях он ввёл в практику воздушных боёв ряд новшеств, разработал и успешно применил тактику перехвата вражеских ночных бомбардировщиков.
По ходатайству правительства Испанской Республики за личное мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга, старшему лейтенанту Серову Анатолию Константиновичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
В начале 1938 года Серов вернулся на родину. Ещё в январе 1938 года ему присвоили внеочередное звание полковника. В мае того же года его назначили начальником Главной лётной инспекции, а 28 июня он вошёл в состав Совета по авиации при Народном Комиссариате обороны СССР. 9 февраля 1939 года А. К. Серову было присвоено воинское звание комбрига.
На своей новой должности Анатолий Константинович уделял большое внимание перевооружению авиационных частей и переобучению лётного состава, участвовал в разработке концепции перспективного истребителя нового поколения.
Комбриг А.К. Серов погиб в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года при выполнении учебного полёта вместе с Героем Советского Союза майором П. Д. Осипенко.
Урны с прахом А. К. Серова и П. Д. Осипенко замурованы в Кремлёвской стене.
В честь Героя Надеждинск переименован в Серов.
В 1979 году Анатолию Константиновичу присвоено звание «Почётный гражданин города Серова».
Его имя, в частности, носят Екатеринбургский авиационно-спортивный клуб и металлургический завод в Серове, Краснодарское Высшее Военное Авиационное училище лётчиков, ряд улиц в городах России.
Подготовил И. А. Лындин
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |