Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

12 августа – День Военно-воздушных сил. Памятный день в ВС РФ

12 августа – День Военно-воздушных сил. Памятный день в ВС РФ

12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа принято считать началом создания военной авиации России, а сама дата явилась основанием для учреждения профессионального праздника пилотов воздушного флота и работников авиационной инфраструктуры – Дня Военно-воздушных России (Указ Президента РФ № 949 от 29 августа 1997 года «Об установлении Дня Военно-воздушных сил»), установленного в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач по обеспечению обороны и безопасности государства.

В 2006 году Указом Президента Российской Федерации № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» празднику был придан статус памятного дня.

Сегодня Военно-воздушные силы (ВВС), являющиеся важнейшей составной частью Вооруженных Сил России, осуществляют множество оборонных, стратегических и разведывательных задач, значение которых в обороноспособности и безопасности страны нельзя переоценить.

С 2015 года Военно-воздушные силы вместе с войсками Воздушно-космической обороны составляют Воздушно-космические силы (ВКС).

Военная авиация нашей страны имеет славную и долгую историю. Именно русский военный лётчик Пётр Николаевич Нестеров заложил основы высшего пилотажа.

Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. Одна из сложнейших фигур высшего пилотажа, так называемая «мёртвая петля» – замкнутая петля в вертикальной плоскости – носит название «петля Нестерова», ибо он 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем впервые в мире её исполнил. Нестеров признан родоначальником высшего пилотажа.

Штабс-капитан П. Н. Нестеров.

Громадный вклад, внесённый П. Н. Нестеровым в развитие русской и мировой авиации, сохранил свою ценность вплоть до настоящего времени, полностью воспринят и ныне успешно развивается российскими лётчиками. Идя по завещанному Нестеровым пути, русские лётчики разработали и осуществили множество новых приёмов пилотирования. За петлёй Нестерова последовали перевёрнутый полет И. И. Кульнева, штопор К. К. Арцеулова, множество новых фигур, освоенных советскими мастерами высшего пилотажа Ю. А. Братолюбовым, В. А. Степанчёнком, В. П. Чкаловым, С. П. Супруном. А в послевоенные годы отечественные лётчики первыми в истории авиации освоили выполнение фигур на реактивных самолётах.

Осуществив за время Первой мировой войны 28 вылетов, П. Н. Нестеров 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква совершил свой последний подвиг – протаранил самолёт, в котором находились пилот Франц Малина (Franz Malina) и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь (Friedrich von Rosenthal), которые вели воздушную разведку передвижения русских войск. На тот период самолёты не имели вооружения, и Нестеров разработал методику воздушного тарана. Но 8 сентября ему пришлось взлететь на перехват вражеского разведчика на чужом самолёте (его ремонтировался) и лётчику не удалось точно рассчитать силу удара. Оба самолёта и их экипажи погибли. Но 18 марта 1915 года боевой приём Нестерова применил поручик А. А. Казаков, который на самолёте "моран" таранил и сбил германский самолёт типа «Альбатрос», после чего сумел успешно посадить свой аэроплан. За свой подвиг лётчик был удостоен Георгиевского оружия. Впоследствии в СССР была разработана методика воздушных таранов, позволявшая не только выжить лётчику, но и сохранить самолёт.

В 1915 году в России были созданы первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец», а также специализированный самолёт-истребитель для его сопровождения; первая в мире летающая лодка; первые авианосцы, успешно действовавшие на Балтийском и Чёрном морях.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. советские военные лётчики массово проявляли героизм и внесли огромный вклад в общую победу. Всего за годы войны в стране было подготовлено 44 093 лётчика, из них 27 600 погибли в бою: 11 874 лётчика-истребителя, 7 837 лётчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 689 пилотов вспомогательной авиации и 587 лётчиков-разведчиков.

За годы войны более 600 советских лётчиков совершили воздушные тараны, точное их количество неизвестно до сих пор. При этом более 2/3 всех воздушных таранов пришлись на первые годы войны – 1941–1942 годы. Наиболее результативными лётчиками-истребителями Великой Отечественной и Второй мировой войны со стороны союзников стали также наши воздушные асы – Иван Кожедуб (62 победы) и Александр Покрышкин (59 побед). За свои подвиги в небе они были трижды удостоены звания Героя Советского Союза.

Авиация ВВС России как род войск по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на:

  • дальнюю (стратегическую) авиацию,
  • оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию,
  • военно-транспортную авиацию,
  • армейскую авиацию.

По родам авиация делится на:

  • бомбардировочную авиацию,
  • штурмовую авиацию,
  • истребительную авиацию,
  • разведывательную авиацию,
  • транспортную авиацию,
  • специальную авиацию.

В состав ВВС входят также зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, а также части и учреждения тыла.

Многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения СУ-27 разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе, с комплектом вооружения.

 С 2015 года ВВС в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации по просьбе официальных властей Сирийской Арабской Республики выполняют боевые задачи на территории Сирии в рамках военной операции против террористической группировки «Исламское государство» («Исламское государство» – ИГ – террористическая группировка, запрещённая на территории России).

Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34.

Су-34 – многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника за счёт уникальных боевых качеств и применения современных средств радиоэлектронной борьбы, поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Новые современные угрозы и вызовы, которые стоят сегодня перед ВВС России, требуют их модернизации и обновления. В последние годы этот процесс идёт особенно активно. На вооружении российских ВВС стоят самые современные машины, в том числе Су-30 СМ, Су-30 М2, МиГ-29 СМТ, Су-34, Су-35 С, Як-130, Ил-76 МД‑90 А, а также вертолёты Ка-52, Ми-28 Н, Ми-8 АМТШ/МТВ‑5–1, Ми-8 МТПР, Ми-35 М, Ми-26, Ка-226 и «Ансат-У».

И хотя российские ВВС уступают по численности ВВС США, они по своим возможностям являются одними из сильнейших в мире.

Подготовил Игорь Лындин

Прочие новости
Заказ экскурсии