Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

17 июля – День авиации ВМФ Российской Федерации

17 июля – День авиации ВМФ Российской Федерации

Праздник был установлен по приказу главнокомандующего ВМФ России № 253 от 15 июля 1996 года. Дата имеет символическое значение. 17 июля 1916 года (по новому стилю), во время Первой мировой войны, русские лётчики, защищая остров Эзель и расположенную на нём базу, вступили в бой 4 на 4 с немецкими самолётами над Балтийским морем и, сбив два самолёта противника, успешно вернулись на свою базу.

История создания морской авиации началась в 1909 году. Капитан Л. М. Мациевич на очередном заседании Морского технического комитета поделился своей идеей о поднятии самолётов в воздух с кораблей. А в докладной записке в Главный морской штаб он предлагал разработать конструкцию авианесущего корабля, гидроплана (гидросамолёта) и специальной катапульты, позволяющей прямо с палубы запускать военные самолёты.

В 1910 году впервые удалось успешно подняться в воздух с поверхности воды на гидроплане. Судовое базирование «летающих лодок» (иначе – гидросамолётов) большой сложности не представляли: требовалось лишь обеспечить хранение и эксплуатацию летательных аппаратов, а для их спуска на воду и подъёма было достаточно обычных корабельных механизмов.

По результатам первых опытов судового базирования гидросамолётов, проведённых в 1912 году, по указанию морского министра адмирала И. К. Григоровича были оснащены разборными ангарами лёгкий крейсер «Алмаз» и транспорт «Днестр», а крейсер «Кагул» – переоборудовали «для возможности штатного вооружения аэропланом».

В годы Первой мировой войны в состав Балтийского и Черноморских флотов входило 12 авианесущих судов, 7 из них были задействованы на театрах военных действий. 11 судов были переоборудованы из боевых кораблей или гражданских пароходов. Одно – «Орлица», было изначально спроектировано и построено именно как авиатранспорт. Так в 1915 году на русском флоте появился первый «специально построенный» авианосец. Он имел водоизмещение 3800 тонн, длину 92 метра, развивал ход до 12 узлов и был вооружён четырьмя 75-мм пушками и 2 пулемётами. Бронирования не было, но над ангарами, машинным и котельным отделениями устанавливалась специальная «бомбоулавливающая сеть». На палубе были установлены два разборных ангара для гидропланов, в трюмах оборудованы хранилища авиационных ГСМ и бомб, а для ремонта самолётов в корме находились мастерские – моторная, слесарно-сборочная, деревообделочная и обтяжная. Самолёты поднимались и опускались на воду мачтовыми стрелами на электромоторах. Штатное «авиакрыло» «Орлицы» состояло из четырёх гидропланов F.B.A. французского производства в ангарах, а пятый хранился в разобранном виде в трюме.

В конце мая 1916 года «Орлицу» направили в Петроград на перевооружение – теперь на ней должны были базироваться летающие лодки М-9 конструкции Д. П. Григоровича. В то время М-9 был одним лучших гидропланов мира с высокой скоростью, прекрасной манёвренностью в воздухе и мореходностью на воде. О простоте управления им говорит тот факт, что на М-9 летал и одерживал воздушные победы морской лётчик А. Н. Прокофьев-Северский с протезом вместо отнятой ноги, а старший лейтенант А. Е. Грузинов на «девятке» с выключенным мотором делал круг, впритирку облетая купол Исаакиевского собора, и садился на воду поперёк Невы. Но, главное было то, что кроме основного пулемёта гидроплан М-9 имел возможность брать 100 кг бомб (очень солидно по тем временам) и даже третьего члена экипажа с дополнительным ручным пулемётом.

Именно на М-9 русские лётчики с «Орлицы» провели успешный воздушный 17 июля 1916 года.

Помимо авианесущих судов русские морские лётчики базировались и на берегу.

В годы Первой мировой войны русские морские лётчики совершили много боевых подвигов. Они вели воздушную разведку, искали и атаковали подводные лодки и морские суда, бомбили береговые батареи и иные объекты противника.

К сожалению, в годы Гражданской войны авианесущие суда были потеряны: одни затоплены, другие уведены белогвардейцами за границу. Но морская авиация, уже Советской России, а затем СССР развивалась, теперь только на береговых аэродромах. Правда, ряд крупных боевых кораблей имели на борту по одному самолёту для ведения разведки.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов именно морские лётчики 1-го минно-торпедного авиаполка Краснознамённого Балтийского флота 8 августа 1941 года первыми осуществили сброс бомб на хорошо освещённую столицу Третьего рейха – город Берлин.

«В результате бомбёжки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолёты вернулись на свои базы без потерь», – оповестило тогда советское Информбюро.

За годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза были удостоены 260 морских лётчиков, а пятеро из них – дважды.

Лётчиком морской авиации Северного флота был и первый космонавт человечества Юрий Алексеевич Гагарин.

Ныне лётчики авиации Военно-морского флота России отрабатывают свои навыки во всех широтах – от юга России и до самой Арктики. Прекрасно проявили себя экипажи самолётов и вертолётов морской авиации, базирующиеся на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», в операциях против боевиков террористических организаций в Сирии.

Подготовил Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник.

Прочие новости
Заказ экскурсии