Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

20 февраля – 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи

20 февраля – 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза Г. Я. Бахчиванджи

Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт в истории человечества, однажды сказал: «Без полёта Бахчиванджи, может быть, и не было бы 12 апреля 1961 года».

Юрий Алексеевич хорошо знал, о чём говорил. Григорий Яковлевич Бахчиваджи стал первым советским лётчиком, совершившим полёт на первом отечественном истребителе-перехватчике с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Произошло это 15 мая 1942 года. Полёт продолжался 3 минуты 9 секунд. За 60 секунд работы ЖРД была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъёмности 23 м/с.

К моменту этого полёта Григорий Яковлевич был уже признанным лётчиком-испытателем, к тому же имевшим боевой опыт.

Григорий Яковлевич родился 7 (20) февраля 1908 года в станице Бриньковской Краснодарского края. Свою трудовую деятельность он начал в 1925 году в городе Приморско-Ахтарске, сначала в литейной мастерской, затем стал помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году Бахчиванджи перебрался в город Мариуполь Донецкой области Украинской ССР, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году, когда IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными Силами Красной Армии, комсомолец Григорий Бахчиванджи добровольно попросился в военную авиацию.

С 1931 года он в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). В 1932 году он стал членом Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). В 1933 году Бахчиванджи окончил авиатехническое училище, а в 1934 году – Оренбургскую школу пилотов. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники Григория Яковлевича направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны Бахчиванджи добровольно уходит на фронт в составе 402-го истребительного авиационного полка, сформированного на базе НИИ ВВС.

Григорий Яковлевич участвовал в обороне Москвы. С 4 июля по 2 августа 1941 года он совершил 65 боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 – в группе.

В августе 1941 года Бахчиванджи присваивается воинское звание «капитан». Несмотря на сложное положение на фронтах, Григория Яковлевича как одного из лучших лётчиков-испытателей отзывают в тыл и откомандировывают на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

Бахчиванджи принимает активное участие в стендовых испытаниях двигателя. Конструкция двигателя ещё была недоработана, и тот несколько раз загорался и взрывался в ходе испытаний. Так 20 февраля 1942 года во время работы двигателя на стенде произошёл взрыв. В результате пострадали инженер А. В. Палло и Г. Я. Бахчиванджи, были повреждены стенд и двигатель. Однако уже в марте испытания были продолжены.

Как уже упоминалось, 15 мая 1942 года Бахчиванджи совершил первый успешный полёт на самолёте с жидкостным ракетным двигателем.

Осенью в Свердловск пришло известие, что за мужество и героизм, проявленные на фронте, Г. Я. Бахчиванджи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1942 года награждается орденом Ленина.

В 1943 году было осуществлено ещё шесть полётов на втором (БИ-2) и третьем (БИ-3) экземплярах самолёта. Один из полётов выполнял К. А. Груздев, остальные – Г. Я. Бахчиванджи.

27 марта 1943 года Бахчиванджи испытывал самолёт на максимальную скорость полёта. Для этого лётчик-испытатель должен был на постоянной высоте 2 тысячи метров дождаться выключения двигателя по окончании топлива. С точки зрения наблюдателей с земли до момента выключения двигателя полёт проходил по плану, однако потом самолёт вошёл в пике и, не совершая попыток выйти из него, столкнулся с землёй. Бахчиванджи погиб. Самолёт упал в шести километрах южнее аэродрома в речку возле села Патруши. В середине 80-х годов на этом месте установили мемориальный знак.

По поводу причин случившегося высказывается два мнения.

Так аварийная комиссия установила: при выключении двигателя самолёт резко снизил скорость и лётчик ударившись солнечным сплетением о штурвал потерял сознание, соответственно не управлял самолётом и не предпринимал попыток спастись.

А уже после войны, в ходе продувок самолётов в новой аэродинамической трубе ЦАГИ, позволявшей имитировать высокие скорости, была отмечена склонность летательных аппаратов к переходу в пикирование на скоростях выше 800 км/ч. Дальнейшее накопление опыта эксплуатации реактивных самолётов показало, что затягивание в пике на таких скоростях характерно для самолётов с прямым крылом обычного профиля. И хотя точная скорость, достигнутая БИ в этом полёте, неизвестна из-за катастрофического разрушения измерительных приборов, но она оценивается в 800–1000 км/ч.

Возможно, в катастрофе БИ-1 27 марта 1943 года виноваты обе причины. Эта катастрофа привела к отмене начала производства БИ на Урале и уничтожению уже заложенной партии ракетных истребителей-перехватчиков.

Впоследствии реактивная авиация стала оснащаться воздушно-реактивными двигателями. Но опыт, приобретённый конструкторами в ходе работ над БИ-1, стал фундаментом разработок космической техники Советского Союза.

Десятилетия имя лётчика-испытателя помнили только узкие специалисты. Но благодаря гражданским авиаторам Урала о его профессиональном подвиге стало широко известно.

Большую поисковую работу провёл штурман из аэропорта Кольцово Игорь Павлович Катенев. Он разыскал создателей самолёта, познакомился с участниками и очевидцами полёта БИ-1, встретился с родными, близкими и друзьями Григория Яковлевича Бахчиванджи.

Благодаря усилиям И. Катенева и его друзей, подвиг Бахчиванджи стал широко известен во всём мире.

Дома у И. Катенева хранятся копии многих фотодокументов, документальных кинокадров, магнитофонных записей, писем, связанных с жизнью и подвигом Григория Бахчиванджи. На их основе при активном участии Игоря Павловича сделан телефильм о лётчике-испытателе.

26 апреля 1973 года за героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолётов с ракетными двигателями, лётчику-испытателю Г. Я. Бахчиванджи присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Имя Бахчиванджи носит малая планета (астероид), открытая 19 августа 1977 года астрономом Крымской обсерватории Николаем Степановичем Черных и зарегистрированная под каталожным номером 11789 и именем BAKHCHIVANDJI. Это название было утверждено Международным астрономическим Союзом 24 июня 2002 года.

Автор: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник

Прочие новости
Заказ экскурсии