Отмечается в России как День воинской славы 24 декабря.
В ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг., развязанной Османской империей, русские армия и флот одержали ряд выдающихся побед на суше и на море. В конце 1788 была взята крепость Очаков, Суворов нанёс поражение противнику в сражениях под Фокшанами и при Рымнике во время кампании 1789 г., за что был удостоен титула «граф Рымникский». Флот под командованием М. И. Войновича в 1788 г. Разгромил турок у острова Фидониси, под командованием Ф. Ф. Ушакова – в Керченском сражении и у мыса Тендра в 1790 г.
В ходе кампании 1790 г. русские войска под общим командованием князя Г. А. Потёмкина-Таврического вышли к Дунаю, взяли ряд крепостей и подошли к хорошо укреплённому Измаилу, стоявшему на левом берегу Килийского рукава в дельте Дуная. Гарнизон крепости насчитывал 35 тысяч человек и 265 орудий. В гарнизон входила конница Крымского ханства, ею командовал Каплан-гирей, брат крымского хана, которому помогали пять его сыновей. Взятие крепости было критически важно для принуждения Османской стороны к ускорению мирных переговоров, которые она сознательно затягивала.
Армия начала осаду Измаила в октябре 1790 г., однако действия были нерешительными и безуспешными, и в конце ноября военный совет, ввиду приближения зимы, принял решение снять осаду. Однако князь Потёмкин не утвердил этот приказ, а решил вызвать Суворова для командования штурмом крепости. 27 ноября он направил Суворову секретный ордер следующего содержания:
«Флотилия под Измаилом истребила уже почти все их суда и сторона города к воде открыта. Остается предпринять с помощию Божиею на овладение города. Для сего Ваше Сиятельство извольте поспешить туда для принятия всех частей в нашу команду… прибыв на место осмотрите чрез инженеров положение и слабые места. Сторону города к Дунаю я почитаю слабейшею, естьлиб начать тем чтобы взойдя тут где ни есть ложироваться. И уже оттоль вести штурмование, дабы и в случае чего Боже сохрани отражения было куда обратится».
В тот же день Г. А. Потёмкин написал Суворову личное письмо:
«Моя надежда на Бога и на Вашу храбрость, поспеши мой милостивый друг. По моему ордеру к тебе, присутствие там личное твое соединит все части. Много тамо равночинных генералов, а из того выходит всегда некоторой род сейма нерешительного… огляди все и распоряди, и помоляся Богу предпримайте! есть слабые места лишь бы дружно шли. Вернейший друг и покорнейший слуга Князь Потемкин-Таврический».
Узнав о назначении Суворова, генерал-майор Де Рибас написал ему: «с таким героем как вы, все затруднения исчезнут».
30 ноября Суворов отправил Потёмкину ответ: «получа повеление вашей светлости, отправился я к стороне Измаила. Боже, даруй вам свою помощь».
Суворов прибыл к осаждающим Измаил войскам 2 декабря и принял командование. Помимо преимуществ укреплений, противник имел численный перевес: 35 тысяч гарнизона против 31 тысячи осаждавших, часть из которых была иррегулярными войсками. Безуспешная осада утомляла и подрывала боевой дух воска. Само появление прославленного полководца оживило уставшие войска. Началась подготовка к штурму. Были возведены валы и рвы, которые копировали турецкие укрепления, наверху были установлены чучела, изображавшие вражеских солдат. Русские войска тренировались преодолевать рвы и приставлять лестницы, подниматься по ним и поражать противника.
Коменданту турецкого гарнизона Измаила был послан ультиматум с требованием сдать крепость: «24 часа на размышление для сдачи и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм — смерть». Комендант был непреклонен: «скорее Дунай потечёт вспять, а небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил». Штурм был назначен на 11 декабря.
Утром 10 октября началась артиллерийская бомбардировка, которая продлилась почти сутки до утра 11 декабря. В половине шестого начался штурм. Штурмующие войска были разделены на три крыла по три колонны в каждом, каждая колонна состояла из 5 батальонов. Перед каждой колонной была поставлена конкретная задача на отдельном участке штурма. С Дуная штурмовал речной десант под командованием генерал-майора Де Рибаса. Одной из колонн, подходившей к Измаилу с востока, командовал М. И. Кутузов.
Первыми вражеских укреплений достигли войска под командованием генерал-майора Б. П. Ласси, штурмовавшие крепость с запада.
Наиболее сложные бои при штурме вела колонна Ф. И. Мекноба, штурмовавшая большой северный бастион. Высота вала была настолько велика, что солдатам пришлось связывать лестницы по две, чтобы достать до его вершины. Однако и он был взят.
После взятия укреплений бои переместились на улицы города. Для освобождения улиц от турок Суворов приказал прикатить 20 лёгких орудий и стрелять картечью. Турки заняли наиболее крупные и прочные дома, откуда продолжали вести огонь. Упорное сопротивление оказал Каплан-Гирей со своим отрядом. После кровопролитных боёв на улицах к 4 часам дня Измаил был окончательно взят. Комендантом крепости был назначен Кутузов.
За взятие Измаила Г. А. Потёмкин был награждён фельдмаршальским мундиром, шитом алмазами, и получил Таврический дворец. А. В. Суворов, непосредственно командовавший штурмом, получил чин подполковника лейб-гвардии Преображенского полка – ходатайствовавший перед Екатериной II Потёмкин не выдвинул предложения присвоить ему чин генерал-фельдмаршала. Нижние чины были награждены овальным серебряными медалями, для офицеров, не получивших орден св. Георгия или Владимира, установлен золотой крест на георгиевской ленте; начальники получили ордена или золотые шпаги.
Русско-турецкая война закончилась через год подписанием Ясского мирного договора 29 декабря 1789 г., который подтвердил права России на Крым, а граница между империями была проведена по р. Днестр.
Подготовил Агранович Д. М.
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |