Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

29 мая – День военного автомобилиста

29 мая – День военного автомобилиста

Праздник приурочен к созданию в 1910 году первой в Российской империи учебной автомобильной роты.

На создание Учебной Автомобильной роты военное ведомство не поскупилось, и организаторам удалось развернуть её деятельность достаточно основательно. В Учебной Автомобильной роте оказались энергичные и умелые люди, офицеры-энтузиасты, набранные, в основном, из числа 1-й Железнодорожной бригады, относившиеся к автоделу с редкой любовью.

Тогда же железнодорожным батальонам, дислоцированным в европейской части России и на Кавказе, были приданы пятые автомобильные роты. Опыт оказался положительным и в годы Первой мировой войны в Русской императорской армии (далее – Русская армия) были сформированы новые автомобильные подразделения.

К началу Первой мировой войны в составе Русской армии насчитывалось 219 грузовых автомобилей отечественного и иностранного производства. В ходе войны путем мобилизационных мероприятий, внешних закупок, увеличением выпуска автомобилей на российских предприятиях удалось увеличить число автомобильных рот к октябрю 1917 года. Тогда уже автомобильный парк Русской армии составлял 21000 различных автомобилей. Определились принципы применения автомобильных войск. Автомобили с установленным артиллерийским и пулемётным вооружением стали эффективно применяться непосредственно в боевых действиях.

В годы гражданской войны автомобильную технику использовали как белые, так и красные войска. К концу 1920 года автомобильный парк Рабоче-Крестьянской Красной армии (далее – РККА) достиг 7500 автомобилей в основном иностранного производства. Но благодаря принятым мерам, по данным военного историка полковника В. А. Самардака только за шесть лет с 1931 по 1937 год, производство автомобилей в стране выросло в 50 раз – до 200 тысяч единиц в год. Советский Союз вошел в пятёрку ведущих автомобилестроительных держав мира. Причем по выпуску грузовых автомобилей, составлявших до 90% от общего объема производства автомобилей, он вышел на второе место в мире, после Соединенных Штатов Америки. К началу Великой Отечественной войны Красная Армия располагала 272 600 автомобилями.

Великая Отечественная война стала новой вехой в развитии автомобильных войск. В июле 1941 года постановлением Государственного комитета обороны создаётся Автодорожное управление, которое передаётся в ведение тыла РККА. К середине 1945 года в составе Красной армии находилось 664 500 автомобилей различных типов, 32,8% из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1% – трофейная.

В период с 1945 года по 1991 год Советская армия была хорошо оснащена автомобильной техникой. Военные автомобилисты прекрасно проявили себя во время Афганской войны 1979–1989 годов. Автомобилистами Советской армии в Афганистане было перевезено множество грузов, общий вес которых составил более десяти миллионов тонн.

Не менее значительную роль военные автомобилисты играют и в жизни современных Вооружённых Сил Российской Федерации.

В настоящее время военная автомобильная техника в общей системе Вооружённых Сил Российской Федерации занимает особое положение, являясь главным средством обеспечения подвижности войск и основным средством обеспечения их боевой деятельности. Важнейшей задачей автомобильных войск является транспортировка подвижных систем вооружения и оборудования.

Военные автомобили являются наиболее массовым видом военной техники в современной армии. Ими оснащены все воинские формирования от батальона до армии. В современной общевойсковой (мотострелковой) бригаде нового облика численность автомобилистов достигает 20 процентов от численности всего личного состава.

В Вооружённых Силах РФ в целом количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники. Образцы военной автомобильной техники несут на себе более 1500 видов вооружения, что составляет более 95 процентов. Общий парк ВАТ в Вооружённых Силах России составляет более 410 000 единиц.

Автомобилисты в армии – это водители, ремонтники, командиры автомобильных подразделений, начальники автомобильной службы, а также специалисты научно-исследовательских организаций Минобороны России. Все эти люди непосредственно связаны с разработкой требований к военной автомобильной технике, проверкой выполнения этих требований предприятиями промышленности при её создании, эксплуатацией и ремонтом как автомобилей общетранспортного назначения, так и автомобильных базовых шасси, используемых под монтаж вооружения, военной и специальной техники.

Подготовкой офицеров-автомобилистов сегодня занимается Омский автобронетанковый институт. Специалистов автомобильной отрасли также готовят и гражданские вузы, и их военные кафедры. После обучения можно пойти служить по контракту или стать офицером-автомобилистом. Водителей готовят Учебный центр подготовки водителей в Острогожске Воронежской области и Центр контраварийной подготовки в Солнечногорске, учебные центры военных округов, видов и родов вооружённых сил, а также ДОСААФ.

Подготовил: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник 

Прочие новости
Заказ экскурсии