Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

4 ноября – День народного единства

4 ноября – День народного единства

 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства».

16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трёх чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

При этом следует учесть, что законодатель в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» к дате по старому стилю вместо 10 дней (разница между XVII и XX веками) добавил 13 дней (разница между XIX и XX, XXI веками), произошло расхождение в указании дат: взятие Китай-города вместо 1 ноября перешло на 4 ноября. В реальности 4 ноября по новому стилю произошло освобождение Кремля. Что касается празднования дня иконы Казанской Богоматери, то список (копия) этой иконы был у князя Дмитрия Пожарского во время боёв по освобождению Москвы, перед ней он и его ополченцы молились перед штурмом Китай-города. В память об освобождении Москвы от поляков было установлено празднование иконы Казанской Божией Матери 4 ноября (по новому стилю), сначала в Москве, а после 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича, праздник был распространён на всю Русь.

События 1612 года стали кульминацией Смуты, разразившейся в Русском государстве после ухода из жизни царя Ивана IV, получившего прозвище «Грозный». С его смертью в марте 1584 года, а затем и его сына Фёдора в январе 1598 года, пресеклась правящая династия рюриковичей. Земской собор избрал нового государя – Бориса Годунова, шурина усопшего царя Фёдора, который уже давно фактически правил страной от имени Фёдора и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти. Но не все в боярской среде были согласны с таким решением Земского собора.

Правление Бориса Годунова начиналось успешно, были положительные результаты и в политике, и в экономике. Но череда опал представителей боярства, которых он заподозрил в измене, полное закрепощение крестьян (был отменен, так называемый Юрьев день, в который крестьяне по собственной воле с семьями могли переходить от одного помещика к другому), породило недовольство новым царём как среди бояр и дворян, так и среди крестьян.

К тому же в 1601 году шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы. Зерновые на многих полях не созрели. То же самое произошло с овощами и фруктами. В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. При этом, бояре, имевшие большие запасы зерна, предпочли их сгноить, чем пустить в продажу по приемлемым для населения ценам. По стране поползли слухи, что выборный царь – государь не настоящий, а всё происходящее при нём – божья кара. Тем более Борису Годунову приписывали организацию убийства младшего сына Ивана Грозного – Дмитрия, который якобы в припадке эпилепсии заколол себя ножом. Случилось это в 1591 году ещё в царствование Фёдора Ивановича, фактическим правителем при котором был Борис Годунов.

Авторитет центральной власти стал падать. Страна шла к развалу. В конце 1603 года – начале 1604 года в Речи Посполитой объявился человек, заявивший, что он чудом спасшийся царевич Дмитрий. В октябре 1604 года он с 500 польскими наёмниками, 2 тысячами малороссийских казаков и несколькими сотнями донцов вторгся в пределы Русского государства. Несмотря на то, что представители центральной власти его объявили самозванцем и даже назвали его якобы настоящее имя – Григорий Отрепьев (беглый монах Чудова монастыря, в миру – Юрий), к его отряду стали присоединяться казаки и русские добровольцы. Вера в нового, истинного царя из рюриковичей брала вверх. Этот человек вошёл в историю как Лжедмитрий I.

Предпринятые против Лжедмитрия боевые действия шли с переменным успехом, и, казалось бы, царского трона ему не видать. 13 апреля 1605 года умер Борис Годунов. Воцарившийся его сын Фёдор оказался слабым правителем, к тому же он не имел поддержки среди боярства. В итоге Лжедмитрий смог захватить Москву, был официально признан царём. Правил он недолго. Сменивший его в результате заговора Василий Шуйский царствовал с июня 1606 года по июль 1610 года. Затем он был низложен и выдан польскому королю в качестве заложника. Пришедшая к власти Боярская дума, состоявшая из семи человек, известная как «семибоярщина»: князь Ф. И. Мстиславский, князь И. М. Воротынский, князь А. В. Трубецкой, князь А. В. Голицын, князья Б. М. Лыков, И. Н. Романов и Ф. И. Шереметев, опасаясь возмущения собственного народа, тайно пустила ночью 21 сентября 1610 года в московский Кремль поляков. На российский престол бояре пригласили польского королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Ещё ранее Василий Шуйский, не имея сил для борьбы с очередным самозванцем Лжедмитрием II, призвал на помощь шведов. В обмен на помощь шведский король потребовал уступить ему город Корела с уездом. На практике шведы, очищая земли от войск самозванца, захватили ещё Новгород и устье Невы. Польский король, находившийся в состоянии войны со Швецией, также поспешил оторвать кусок от русского пирога и вторгся с многотысячной армией в русские пределы.

После измены московского боярского правительства многие русские города отказались признать польского королевича Владислава своим государем.

Патриарх Московский Гермоген рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией, благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, разосланные Патриархом по городам и сёлам, побуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Будучи заключённым в Чудов монастырь, Гермоген скончался в феврале 1612 года, оставшись в памяти народа ярким примером патриота.


Памятник в Александровском саду напротив Средней Арсенальной башни Московского Кремля в память о втором Патриархе Всея Руси Гермогене (ок. 1530 – 17 (27) февраля 1612). Установлен и открыт 25 мая 2013 года по инициативе Русской православной церкви и патриарха всея Руси Кирилла. Над памятником работал творческий коллектив под руководством народного художника России С. А. Щербакова и заслуженного архитектора России И. Н. Воскресенского.

Уже в 1610 году в различных городах начали формироваться рати. Весной 1611 года они слились воедино под Москвой и впоследствии получили название «Первое ополчение». Но между разными региональными ополчениями и отрядами отсутствовало единство. Земские войска расположились в нескольких враждебно настроенных по отношению друг к другу лагерях. После взятия в начале апреля 1611 года Белого города в ополчении был создан общий «Совет всей земли», который возглавили думный дворянин П.П. Ляпунов, казачий атаман И.М. Заруцкий и князь Д.Т. Трубецкой. Но разногласия внутри руководства ополчения по ряду вопросов, в том числе о будущем государственном устройстве, о возможных претендентах на русский престол, привели в середине 1611 года к фактическому прекращению деятельности ополчения. Осенью 1612 года остатки Первого ополчения во главе с князем Трубецким присоединились ко Второму ополчению.

К концу 1611 года гражданская война и иностранная интервенция поставили наше государство на грань национальной катастрофы. Москва в течение двух лет находилась в руках иноземных захватчиков. Польша и Швеция захватили значительные территории на западе и северо-западе страны. Русские города и сёла подверглись страшному разорению и опустошению. Повсюду рыскали шайки разбойников.

Казалось, что стране этого не пережить. Смертельная опасность заставила граждан забыть личные беды, подняться на защиту Отчизны. Преодоление Смуты высветило лучшие черты русских людей – стойкость, мужество, беззаветную преданность родной земле, готовность ради неё пожертвовать многим, в том числе и собственной жизнью.  

Истинные патриоты предприняли очередную попытку консолидации своих сил. В стенах Свято-Троицкого монастыря сочинялись воззвания к народу. Одна из таких грамот в октябре 1611 года пришла в Нижний Новгород, бывший в то время одним из оплотов русской государственности. Грамоту зачитали на соборной площади. Затем собралась народная сходка, на которой земский староста Козьма Захарьевич Минин-Сухоруков призвал земляков собрать средства для формирования ополчения, чтобы бороться с врагами Отечества.


Это ополчение, получившее название второго, поставило своей целью освобождение Москвы и всей Русской земли. Основу ополчения составили нижегородские, смоленские, дорогобужские и вяземские отряды. Во главе новых полков Минин уговорил встать князя Дмитрия Пожарского.

 22 – 24 августа (1–3 сентября) 1612 года состоялась Московская битва. Русское ополчение отбило атаки польского отряда гетмана Ходкевича, шедшего на помощь осажденному в московском Кремле польско-литовскому гарнизону. 25 августа (4 сентября) войска гетмана отступили в направлении Можайска и далее к границе.


Гравюра Поца, оригинальный рисунок Коверзнева: «Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой». Находился в собственности журнала Нива до 1917 года.

Московская битва стала поворотным событием Смутного времени. Польский хронист XVII века Кобержицкий писал: «Поляки понесли такую значительную потерю, что её ничем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось – надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно».

Отогнав вражеское войско, русские окружили Китай-город и Кремль и, построив вокруг них укрепления, приступили к осаде.

Вместе с поляками в Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями. Находился в Кремле и Михаил Романов со своею матерью Марфой Ивановной – будущий российский государь. Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, – писал он, – я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». От польских полковников последовал высокомерный и хвастливый ответ с отказом.

22 октября (1 ноября) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле.

Голод там усилился до такой степени, что из Кремля стали выпроваживать боярские семьи и всех гражданских обитателей, а сами поляки дошли до того, что начали есть человечину.

Пожарский предлагал осаждённым свободный выход со знамёнами и оружием, но без награбленных сокровищ. Те предпочли голодать, но с деньгами расставаться не желали. Пожарский с полком встал на Каменном мосту у Троицких ворот Кремля, чтобы встретить боярские семьи и защитить их от казаков. 26 октября (4 ноября) 1612 года поляки сдались и покинули Кремль. Но потребовалось еще несколько дней, чтобы очистить территорию и здания Кремля от мусора и нечистот, оставленных поляками. 27 октября (6 ноября) 1612 года состоялся торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев, после чего под звон колоколов победители в сопровождении народа вступили в Кремль со знамёнами и хоругвями.

Освобождение Москвы – столицы Русского государства, создало условия для восстановления государственной власти в стране и развёртывания массового освободительного движения против интервентов

В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова, кандидатура которого устраивала разные слои русского общества. В конце 1618 года было подписано Деулинское перемирие, завершившее войну с Польшей. 


Памятник Козьме Минину-Сухорукову и князю Дмитрию Пожарскому. Открыт 20 февраля (4 марта) 1818 года в Москве на Красной площади.

Автор памятника скульптор Иван Мартос, Отливал фигуры литейный мастер Академии Художеств Василий Екимов.

В качестве заставки материала использована картина Лисснера Э.Э. «Изгнание поляков из Кремля».

Прочие новости
Заказ экскурсии