Железнодорожные войска Российской Федерации (ЖДВ РФ) – это специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. Принимают они участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и военных действий и конфликтов.
Флаг Железнодорожных войск Российской Федерации представляет собой полотнище белого цвета прямоугольной формы. Ширина флага соотносится с его длиной в пропорции 2:3. От центра полотна к углам расходятся четыре зелёно-чёрно-зелёных луча, расширяющихся по мере приближения к границам флага. В самом центре, перекрывая перекрестье лучей, размещена малая эмблема ЖДВ – железнодорожное колесо с крыльями, на которое опирается пролёт железнодорожного моста. Колесо поддерживается перекрещёнными молотком и путевым ключом.
Первые подразделения железнодорожных войск в мире были созданы в России в 1851 году, в составе инженерных войск Русской императорской армии и были предназначены для охраны и эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.
6 августа 1851 года вышло «высочайшее утверждение» императором Николаем I «Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги».
Согласно «Положения», было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек.
Это положило начало формированию первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций, охрана мостов и железнодорожных переездов.
Начиная с русско-турецкой войны 1877–1878 годов, воины-железнодорожники вносили свой вклад в победы российского оружия.
Во время русско-турецкой войны (1877–1878 годов), личный состав железнодорожных частей Русской императорской армии впервые мире прокладывал железнодорожные линии на театре военных действий и обеспечивал непрерывное снабжение соединений русской армии по построенному им же железнодорожному участку Бендеры – Галац.
Железнодорожные части приняли активное участие в боевых действиях во время русско-японской войны 1904–1905 гг. Ими была построена железнодорожная ветка западного обхода озера Байкал. А пока шло строительство, они проложили зимой по льду озера стальной путь и обеспечили его эксплуатацию. Непосредственно на театре военных действий воины-железнодорожники проводили поезда до Порт-Артура, обеспечивали вывоз раненых, подвоз боеприпасов и вооружения. Ими в то время были созданы блиндированные поезда – прообраз бронепоездов.
Первоначально железнодорожные части входили в состав инженерных войск. В 1908 году были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.
В ходе Первой мировой войны, личным составом частей и соединений, было построено около 300 километров (далее - км) ширококолейных железных дорог и до 4000 км узкоколейных, восстановлено более 4600 км верхнего строения пути и почти 5000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.
За время Гражданской войны (с 1918 года по 1921 год) части Железнодорожных войск Рабоче-Крестьянской Красной Армии (далее – РККА) восстановили и обеспечили эксплуатацию 22 000 км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов.
В 1926 году военнослужащие Отдельного корпуса железнодорожных войск РККА начали проводить топографическую разведку будущей трассы Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Военные железнодорожники обеспечивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929 году), в районе озера Хасан (1938 году) и реки Халхин-Гол (1939 году).
В 1939 году, при подготовке наступательной операции, восточнее реки Халхин-Гол, в условиях пустынно-степной местности, за 76 рабочих дней, была построена 324-километровая железная дорога Борзя – Баин – Тумен.
В ходе Советско-финляндской войны, в 1940 году, за 47 рабочих дней, в исключительно тяжёлых зимних погодных условиях, была построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск – Суоярви.
В годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения СССР было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7990 станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений.
28 апреля 1942 г. приказом Народного комиссара обороны СССР № 127 28-я отдельная железнодорожная бригада за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава показанные образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности была преобразована в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду.
За период с 1946 года по 1950 год, было выполнено 37 000 000 кубических метров земляных работ, уложено 6230 км пути, капитально восстановлено 2632 моста, 227 локомотивных депо, 57 вокзалов (среди них один из красивейших в стране – вокзал в городе Сочи), построено 437 000 квадратных метров жилой площади.
Руками военных железнодорожников построены железнодорожные линии: Усть-Каменогорск – Зыряновск (1950–1953), Абакан – Тайшет (1959–1965), Ивдель – Обь (1959–1969), железные дороги Целины (1953–1965), Байкало-Амурская магистраль (1974–1989).
Военные железнодорожники на рубеже двадцатого и двадцать первого веков приняли активное участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, обеспечив разминирование и восстановление железнодорожных линий и транспортных объектов, сопровождение воинских эшелонов. В начале 2000 годов они разминировали и восстановили железнодорожную сеть Абхазии. В 2015–2017 гг. воины–железнодорожники ударными темпами построили 137-километровую железную дорогу в обход Украины, открыв тем самым прямое и безопасное железнодорожное сообщение южных районов России с остальной страной. Зимой 2018–2019 гг. военные железнодорожники совместно с воинами Инженерных войск выполнили задание по разрушению скальной перемычки на реке Бурея, где 11 декабря 2018 года в результате оползня образовался затор примерно шириной в 150, толщиной 80 и высотой 25 метров. В результате этого появилась угроза затопления большой территории, в том числе и населённых пунктов. Ход работ был осложнён тем, что они проводились в горной труднодоступной местности при полном отсутствии каких-либо дорог. Технику и людей пришлось доставлять по воздуху.
В 2019 году личный состав Железнодорожных войск принимает активное участие в тушении лесных пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий. Так в Иркутскую область в зону паводка из Абакана были направлены подразделения механизированного батальона отдельной Познанской Краснознамённой железнодорожной бригады – военная колонна из почти 60 единиц специальной тяжёлой и автомобильной техники: экскаваторов, самосвалов, бульдозеров, автогрейдеров, катков, автокранов. Этим подразделениям, чтобы добраться до Тулуна пришлось совершить марш протяжённостью более тысячи километров. Перед выполнением задач техника была обслужена, а водители и личный состав обеспечения вакцинированы. После чего подразделения батальона приступили к восстановлению подъездных дорог к жилым домам и районам, оказавшимся в зоне паводка, а также приняли участие в восстановлении и наращивании берегового защитного вала.
На протяжении более ста пятидесяти лет военные железнодорожники самоотверженно и беззаветно служили и служат Отечеству.
Подготовил Игорь Лындин
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |