Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

6 августа – День Железнодорожных войск Российской Федерации. Профессиональный праздник ВС РФ

6 августа – День Железнодорожных войск Российской  Федерации. Профессиональный праздник ВС РФ

Можно сказать, что Железнодорожные войска (далее – ЖДВ) рождены прогрессом, так как появление железных дорог коренным образом изменило ситуацию на театрах военных действий (далее – ТВД). Для обеспечения бесперебойной работы транспортных артерий ТВД потребовалось создать особые специализированные части. В этом Россия была первой.

Офицеры Барановичской железнодорожной бригады. Начало XX века.

Датой создания Железнодорожных войск России считается 6 августа 1851 года. В этот день император Николай I подписал положение о составе управления Санкт-Петербурго – Московской железной дороги, в котором предписывалось для поддержания в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечения бесперебойной работы станций, охраны мостов и переездов сформировать военно-железнодорожные соединения. 23 сентября того же года приказом по Главному управлению путей и публичных зданий № 180 были сформированы 14 отдельных военно-рабочих рот, 2 кондукторские и 1 телеграфическая рота, общей численностью 4340 человек. Личный состав рот обеспечивался военным имуществом по существующим в военном ведомстве нормам и получил эмблему ведомства путей сообщения – скрещённые топор и якорь. Это были первые в мире военно-железнодорожные подразделения.

Крымская война 1853–1856 гг. показала какое большое значение для победы имеет наличие развитых транспортных систем и, в первую очередь, железных дорог. Но частные компании не справились с требуемым объёмом работ, и правительство России приняло решение о формировании специальных военно-железнодорожных частей, предназначенных для строительства железных дорог. Военные железнодорожники приняли участие в сооружении линий Санкт-Петербург – Варшава (1857–1862), Одесса – Парканы (1863), а также, начиная с 1864 года железных дорог в Новороссийском крае.

В ходе русско-турецкой войны 1877–1878 гг. военные железнодорожники впервые мире построили железную дорогу на театре военных действий (Бендеры – Галац, 303 километра за 100 суток, причём из-за проливных дождей работа велась в общей сложности 58 полных рабочих дней), а также занимались восстановлением стальных линий непосредственно в прифронтовой полосе.

Схема Закаспийской железной дороги (на схеме показаны современные названия городов).

На счету военных железнодорожников строительство Закаспийской железной дороги. Причём первая её очередь была построена в 1880–1881 гг. в условия ведения боевых действий против воинственных племён текинцев. Вторая очередь дороги была построена в 1885–1888 гг. Длина дороги, проложенной от берегов Каспийского моря до Самарканда, составила 1500 километров. Это был первый в мировой практике опыт постройки столь протяжённой железнодорожной магистрали, проходившей в основном по безводной, выжженной пустыне, силами исключительно военного ведомства.

Военные железнодорожники принимали участие на стыке XIX и XX веков в строительстве Транссибирской магистрали и Восточно-Китайской железной дороги. На полях сражений русско-японской войны 1904–1905 гг. они заслужили право быть выделенными в отдельную категорию Железнодорожных войск и были переведены из-под командования Главного управления путей и публичных зданий в подчинение Главного штаба русской императорской армии.

В период Первой мировой войны ЖДВ было построено порядка 4000 километров узкоколейных и более 310 км ширококолейных транспортных сообщений. Также было восстановлено более 4600 километров железных дорог. По инициативе и при участии военных железнодорожников были спроектированы и построены первые в России бронепоезда.

В годы Второй мировой войны силами ЖДВ было восстановлено более 80000 тысяч километров главных железнодорожных магистралей, а также около 30000 километров стационарных путей. Военные железнодорожники в короткие сроки построили порядка 2500 километров узкоколейных трасс и установили свыше 70000 километров линий связи. При этом военные железнодорожники отступали последними, в наступлении следовали сразу за передовыми частями, а техническая разведка ЖДВ ни в чём не уступала армейской, также проникая во вражеские тылы и заранее изучая железнодорожные объекты, которые надо было восстанавливать. Нередки были случаи, когда бойцы технической разведки предотвращали подрывы отступающим врагом железнодорожных мостов.

Во второй половине XX века воины-железнодорожники внесли весомый вклад в восстановление разрушенных в войну и строительство новых железнодорожных линий.

Трансмонгольская магистраль (1953–1956), железные дороги Целины (1953–1965), Ивдель – Обь (1959–1967), Абакан – Тайшет (1959–1965), Тюмень – Сургут (1963–1975), Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (1974–1992) – славные этапы истории войск. Военные железнодорожники участвовали в строительстве и железнодорожном обеспечении всех отечественных космодромов.

Современный этап развития ЖДВ олицетворён участием в боевых действиях на Северном Кавказе, строительстве обходных железных дорог вокруг Чечни и Украины, активным участием в ликвидации последствий стихийных бедствий.

В настоящее время Железнодорожные войска являются составной частью Тыла Вооружённых Сил России.

Подготовил Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник.

Прочие новости
Заказ экскурсии