6 августа в Вооружённых Силах России отмечают памятный день – День Железнодорожных войск.
Справка:
Железнодорожные войска ВС России являются одним из родов специальных войск тылового обеспечения и предназначены для выполнения задач железнодорожного обеспечения: подготовки, строительства, восстановления и заграждения (препятствие использованию противником) объектов железнодорожных путей сообщения.
Для России с её необъятными просторами и гигантскими расстояниями железные дороги стали наиважнейшим, более того – стратегическим видом транспорта. Стальным артериям нашей страны в 2020 году исполнится 183 года, Железнодорожным войскам – 169 лет. Разница, согласитесь, не такая уж большая. И это означает их неразрывное единство, ибо формирование железнодорожных частей явилось насущной потребностью эпохи бурного роста экономики государства, когда только рельсовые пути сообщения смогли обеспечить скоростную доставку грузов и пассажиров через обширные пространства страны.
6 августа 1851 года императором Николаем I было «высочайше утверждено» Положение об управлении Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Этим документом предусматривалось создание специальных подразделений по охране и эксплуатации дороги
Введение в действие Положения стало отправной точкой принципиально нового, ранее нигде в мире не практиковавшегося применения специальной военной организации для эксплуатации железных дорог, то есть для решения задачи, до этого являвшейся прерогативой гражданского персонала. Поэтому эти подразделения считаются прообразом Железнодорожных войск России, а день 6 августа был утвержден Президентом России в 1996 году как профессиональный праздник военных железнодорожников.
На протяжении более 160 лет Железнодорожные войска являются составной частью сил, участвующих в обороне страны. За это время в России произошло много перемен. Но воины стальных магистралей неизменно честно служили Отечеству. Так было в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 гг., когда ими впервые в мире была построена железная дорога на театре военных действий.
В ходе 2-й Ахалтекинской экспедиции (1880–1881 гг.) военные железнодорожники первыми в мире проложили в условиях безводной пустыни и при постоянных нападениях племени текинцев железнодорожную линию от поста Михайловский, что на берегу Каспийского моря, до Кизыл-Арвата протяженностью 217 верст. А с июля 1885 года по май 1888 года эта дорога была проложена военными железнодорожниками до Самарканда. Впоследствии французские военные инженеры использовали опыт русских строителей при прокладке железнодорожных линий в пустыне Сахара.
Русско-японская война 1904–1905 гг., Первая мировая (1914–1918), Великая Отечественная война (1941–1945), сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, контртеррористическая операция на Северном Кавказе в конце XX – начале XXI века, разминирование и восстановление железной дороги в Абхазии в 2008 году, строительство железнодорожных линий в настоящее время – всё это вехи истории Железнодорожных войск России.
Ныне на Железнодорожные войска возложены задачи по техническому прикрытию, восстановлению и заграждению железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Их предназначение – строительство как в мирное, так и в военное время новых и повышение пропускной способности действующих железных дорог, восстановление железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также выполнение задач, предусмотренных международными договорами. И все это невозможно выполнить без разработки, внедрения и мастерского использования самых современных методик, технологий, машин и механизмов, без стройной системы подготовки кадров.
Подготовил И.А. Лындин
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |