Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год). День воинской славы России

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием  М. И. Кутузова с французской армией (1812 год). День воинской славы России

Война Российской империи против наполеоновской Франции стала войной Отечественной, ибо носила всенародный характер: вместе с армией против врага сражались земское ополчение и крестьянские партизанские отряды.

Причинами войны стали отказ России активно поддерживать континентальную блокаду Великобритании, в которой император Франции Наполеон Бонапарт видел главное оружие против этого государства, а также политика Наполеона в отношении европейских государств, проводившаяся без учёта интересов России.

Начавшись вроде бы как успешно для французов, она завершилась полным разгромом армии Наполеона.

К 1811 году после ряда завоеваний и аннексий территорий французские войска оказались на границе Российской империи. На землях, отторгнутых от Австрийской империи, было создано Варшавское герцогство, чьё руководство мечтало воссоздать Польское государство в границах Речи Посполитой, а это означало посягательство на русские земли. Однако выдвижение к границе русских войск в целях обеспечения безопасности страны воспринималось Наполеоном как военная угроза в отношении герцогства, а значит и интересам Франции.

Для войны с Россией Наполеон подготовил армию численностью более 600 тысяч солдат и офицеров. По сути, Наполеон вёл на Россию армию объединённой Европы, так как непосредственно французов в ней было примерно одна треть. В походе принимали участие испанцы, итальянцы, поляки, немцы, голландцы – всего 16 разных национальностей. Австрия и Пруссия против России по союзным соглашениям с Наполеоном выделили корпуса (30 и 20 тысяч человек, соответственно). При этом 439 тысяч человек и 1014 орудия составляли непосредственную армию вторжения. 170 тысяч человек и 432 орудия располагались между Вислой и Одером.

Русская армия уступала по численности французской. Более того: ввиду быстроменяющейся обстановки было трудно определить направление главного удара. Неясно было, как поведут себя Австрия и Пруссия, а так же Турция, очередная война с которой завершилась для России победоносно в конце 1811 года, а мирный договор был заключён лишь в мае 1812 года. Поэтому свои силы России пришлось распределить вдоль западных рубежей, не забывая при этом и южное направление.

Российская империя на своих западных границах имела следующие силы: 1-я армия генерала от инфантерии М. Б. Барклая-де-Толли (127 тысяч человек и 590 орудий), 2-я армия генерала от инфантерии П. И. Багратиона (40 тысяч человек и 168 орудий), 3-я Обсервационная (резервная) армия генерала от кавалерии А. П. Тормасова (44 тысяч человек) прикрывала направление на Киев. Вдоль Западной Двины располагались резервные дивизии (35 тысяч человек), южнее находилась Дунайская армия под командованием адмирала П. В. Чичагова (51 батальон, 70 эскадронов, 11 казачьих полков, 202 орудия), в Финляндии – корпус (32 батальон, 8 эскадронов, 3 казачьих полков, 102 орудия). Ригу защищали войска под командованием генерал-лейтенанта И. Н. Эссена (18 тысяч человек).

Вторжение армии Наполеона (называемой также Великой армией) началось 12 (24) июня 1812 года. Французы наступали по четырём направлениям.

Северная группировка (30 тысяч человек и 82 орудия) действовала в направлении Риги.

Главные силы (297 тысяч человек и более 700 орудий) были нацелены против 1-й Западной армии Барклая-де-Толли.

Третья группировка французской армии (78 тысяч человек и 168 орудий) выступила против 2-й Западной армии Багратиона.

Четвёртая группировка (австрийская армия численностью 34 тысячи человек и 60 орудий) действовала против 3-й армии генерала Тормасова.

При этом в резерве Великой армии находился 9-й корпус маршала Виктора (39 батальонов, 16 эскадронов, 48 орудий).

В преддверии войны с Наполеоном в России составлялись как наступательный, так и оборонительный планы. При этом при составлении последнего из трёх возможных вариантов направления главного удара французов: Петербургском, Московском и Киевском, самым важным считался первый. Именно поэтому много сил и времени было потрачено на укрепление Риги и крепостей на Двине. Считая также, что также если Наполеон не пойдёт на Петербург, то пойдёт на Киев, поэтому укрепили Бобруйск и Могилёв. Московское же направление считалось менее важным, поэтому Смоленск и Борисов были укреплены значительно слабее. При этом сам Барклай-де-Толли считал, что отступление войск не должно проводиться далее Западной Двины и Днепра. Но именно московское направление оказалось главным.

Наполеону не удалось навязать русским армиям генеральных сражений в приграничных районах. Ожесточённо сопротивляясь превосходящим силам противника русские 1-я и 2-я армии вынужденно отступая соединились у Смоленска.

Двое суток – 4–5 (16–17) августа 1812 года шли упорные и кровопролитные бои у стен этого древнего русского города. Против 130 тысяч русских Наполеон бросил около 150 тысяч своих солдат. Войска генералов Н. Н. Раевского и Д. С. Дохтурова, оборонявшие город, активно поддерживали ополченцы и жители. Обнесённый старинной крепостной стеной, Смоленск оказал врагу упорное сопротивление. Все попытки французов взять город штурмом были отбиты его защитниками. Наполеоновские маршалы потеряли в этом бою убитыми и раненными до 20 тысяч солдат и офицеров. Но город был оставлен по приказу Барклая-де-Толли, считавшего, что дальнейшая оборона города может сковать основные силы армии, и позволит Наполеону, обладавшему численным превосходством, зайти в тыл русских войск. Переправившись через Днепр, русская армия прикрыла Московское стратегическое направление. При этом Наполеон, поражённый высокими боевыми качествами русской армии, уже тогда сделал попытку предложить мир Александру I, но его обращение из Смоленска так и осталось без ответа.

Отступление русских войск, потери обширных территорий вызвали растущее недовольство в армии, среди дворянства и в широких народных массах деятельностью правительства по руководству военными операциями, отсутствием единого командования в действующей армии. Дело в том, что Барклай-де-Толли лишь де-факто исполнял обязанности главнокомандующего, не имея на то формально юридических оснований. В случае, когда командующий или главнокомандующий в силу тех или иных причин отсутствовал (ранен, болен, убит, не назначен и т. д.), по Уставу его обязанности должен был исполнять старший в чине. Если несколько офицеров (генералов) находились в одном чине, старшим считался тот, кому чин был присвоен раньше всех. Находясь в одинаковом чине генерала от инфантерии (2-й класс Табели), Барклай и Багратион имели разное старшинство – первый по старшинству уступал последнему (оба получили чин в 1809 году, но Багратион – несколько раньше (фамилия «Багратион» в приказе стояла первой, по алфавиту), что и давало Багратиону так называемое старшинство). В то же время, Барклай-де-Толли до августа 1812 года занимал пост военного министра (был освобождён от него за два дня до Бородинского сражения), то есть был формально старше Багратиона по должности, однако, во-первых, министерская должность была административной, а не командно-строевой, во-вторых, всеобъемлющих полномочий главнокомандующего русской армией, которые были бы официально возложены на него императором Барклай всё равно так и не получил – с 31 марта (12 апреля) по 7 (19) июля он пребывал в главной квартире 1-й Западной армии. Ещё перед началом кампании Барклай советовал Александру I назначить главнокомандующего, но император не внял совету своего военного министра, предоставив ему право отдавать распоряжения от своего имени.

В русском обществе всё настойчивее звучали требования о назначении главнокомандующим известного военачальника и дипломата светлейшего князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова. Специально созданный Чрезвычайный комитет для решения вопроса, кому вручить судьбу армии и России, заявил, что «члены комитета единогласно убеждаются предложить к сему избранию генерала от инфантерии князя Кутузова». Александр I, вопреки своему желанию, 8 (20) августа утвердил решение Чрезвычайного комитета и подписал указ о назначении Кутузова главнокомандующим. Одновременно с этим он писал сестре: «В Петербурге я увидел, что решительно все были за назначение главнокомандующим старика Кутузова. Это было общее желание. Зная этого человека, я вначале противился его назначению, но когда Ростопчин письмом от 5 (17) августа сообщил мне, что вся Москва желает, чтобы Кутузов командовал армией – мне оставалось только уступить единодушному желанию, и я назначил Кутузова. Я должен был остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас».

17 (29) августа генерал от инфантерии М. И. Кутузов принял командование русской армией.

Все ждали генерального, решающего, сражения. Но русская армия по-прежнему отступала. Кутузов оправдывал это отсутствием подходящих позиций, да и французская армия всё ещё значительно по численности и количеству орудий превосходила русскую. К концу августа положение несколько выправилось. В ожесточённых боях с русским арьергардом, в результате налётов казаков, гусар и улан французы понесли большие потери. Требовали немалого числа личного состава и гарнизоны, оставляемые в городах и местечках на протяжении всего пути от границы вглубь России. Между тем обе армии приближались к Москве. Оставить без боя древнюю русскую столицу было невозможно.

Позицию для генерального сражения Кутузов нашёл в 12 вёрстах от Можайска в районе деревни Бородино.

Согласно плану Кутузова 114 тысяч регулярных войск армии при 624 орудиях вместе с 9 тысячами 500 казаками и почти с 22-х тысячным Московским ополчением расположились по фронту на 8 километрах с северо-востока на юг. Правый фланг (4 километра), состоящий из войск 1-й Западной армии (около 86 тысяч человек) под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, начинался у реки Москвы, проходил по высокому берегу реки Колочи, через Новую Смоленскую дорогу и заканчивался у батареи Раевского. Левый фланг протяжённостью 4 километра, состоявший из соединений 2-й Западной армии (около 34 тысяч человек) под командованием П. И. Багратиона, начинался от батареи Раевского и заканчивался в Утицком лесу, где проходила Старая Смоленская дорога. Главная квартира М. И. Кутузова разместилась в усадьбе Татариново.

Накануне генерального сражения вечером 23 августа (4 сентября) по приказу Кутузова у деревни Шевардино начали строить редут, который представлял из себя почти правильный пятиугольник. Вокруг земляного вала, укреплённого брёвнами – ров. Редут предназначался для круговой обороны. К моменту подхода французских войск редут ещё не был полностью сооружён, и если бы противнику удалось бы захватить его с ходу, то весь бы левый фланг диспозиции русской армии оказался бы открытым. Наполеон имел бы большие шансы быстрым броском опрокинуть левый фланг армии Кутузова и выиграть битву. Но защитники редута под командованием генерала А. И. Горчакова (8 тысяч пехотинцев и 4 тысячи кавалеристов при 36 орудиях) стойко держали оборону. Редут находился в 1300 метрах от основных позиций русской армии и поддержать его артиллерийским огнём с других участков было не возможно.

С 2 часов дня 24 августа (5 сентября) до 23 часов ночи русские сдерживали французов. В целом в ходе боя против защитников Шевардинского редута Наполеон бросил 30 тысяч пехоты, 10 тысяч кавалерии при 186 орудиях. Укрепление несколько раз переходило из рук в руки. Обе стороны потеряли примерно по 6 тысяч человек, при этом 111-й французский линейный пехотный полк был полностью истреблён. Лишь по приказу Кутузова русские оставили редут. Пока шёл бой, русская армия успела достроить одно из важнейших укреплений левого фланга своей позиции – Семёновские флеши. Да и само генеральное сражение было отодвинуто ещё на сутки, которые войска Кутузова максимально использовали для подготовки к битве.

26 августа (7 сентября) к пяти утра французская армия (135 тысяч человек и 587 орудий) была готова к атаке. Около 6 часов утра раздались выстрелы с французских батарей. Русская артиллерия ответила. После артиллерийской дуэли в атаку пошла пехота. Французам удалось захватить Бородино. А на русском левом фланге удар пришёлся на Семёновские (Багратионовы) флеши. Ожесточённые бои на этом направлении длились почти до полудня. Хотя сама деревня Семёновское оказалась в руках противника, но его попытки прорвать оборону левого фланга так и не увенчались успехом.

В центре шли бои за батарею Раевского, которая стала ключевой точкой Бородинского сражения. Артиллеристы пехотного корпуса генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского проявили здесь чудеса храбрости, мужества и воинского искусства. Укрепления на Курганной высоте, где была расположена батарея, были названы французами «могилой французской кавалерии».

Сегодня вершина Курганной высоты – центральная точка Бородинского поля. Здесь установлен главный монумент русским воинам и находится могила Петра Ивановича Багратиона.

В боях за Утицкий курган на левом фланге войска корпуса генерал-лейтенанта Н. А. Тучкова мужественно сдерживали корпус генерала Ю.А. Понятовского, не давая обойти себя с фланга. Войска Тучкова 1-го проявляли необыкновенную отвагу и стойкость, выполняя свой воинский долг.

В середине дня генерал от кавалерии Ф. П. Уваров, командуя кавалерийским корпусом, и атаман М. И. Платов, во главе казачьего отряда совершили рейд в тыл противника. Эта «диверсия» отвлекла часть сил французской армии, давая временную передышку изнемогавшему от атак неприятеля левому флангу русской армии.

Во второй половине дня эпицентром сражения, вновь стала батарея Раевского. Кавалерия генерала О. Коленкура обрушилась всей мощью на центральную высоту. Пытаясь развить успех, кавалеристы атаковали русских пехотинцев восточнее захваченной батареи за ручьём Огник. Но русские драгуны и кирасиры, включая лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков, опрокинули французов.

Смертельные схватки продолжались до самой темноты, прервавшей сражение. Обе стороны понесли тяжёлые потери. Русская армия потеряла почти 44 тысячи человек, в том числе 29 генералов. Но, несмотря на своё сложное положение, русские горели желанием на следующее утро продолжить сражение. Однако, детально вникнув в положение дел, Кутузов отдал приказ об отступлении. Ибо продолжение столь кровопролитного сражения означало бы потерю всей армии. По его приказу ранним утром 27 августа (8 сентября) русские войска покинули поле сражения, чтобы, собрав новые силы изгнать неприятеля из пределов России.

Французская армия потеряла более 50 тысяч человек, в том числе 47 генералов. Из всех резервов у Наполеона осталась только его Гвардия. Бросить её в бой он не посмел.

Решить стратегическую задачу – одним сражением решить в свою пользу судьбу всей войны Наполеону Бонапарту так и не удалось. Русская армия не была разбита и по-прежнему представляла грозную силу.

Историки до сих пор спорят: кто же одержал победу в битве при Бородине. Да, русская армия отступила от своих первоначальных позиций на 600–800 метров. Но французы вернулись на свои исходные позиции. Так что поле боя осталось за русскими. Более того: именно русские одержали моральную победу, ибо сохранили свой боевой дух. Французы же были настолько деморализованы, что не смогли ночью оказать помощь своим же раненым. Но лучше всех рассудил сам Наполеон Бонапарт, сказав, что «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми».

Несмотря на то, что французам Москва все же была отдана, с момента Бородинского сражения начался отсчёт крушения Великой армии Наполеона. Бесплодное московское сидение ещё более надломило боевой дух французов и их союзников. Поражение в битве под Малоярославцем (12 [24] октября 1812 года) вынудило армию Наполеона покидать Россию по Старой Смоленской дороге, местность вокруг которой в ходе похода на Москву она сама и разорила.

Изгнав французскую армию из пределов России, русская армия 1 (14) января 1813 года перешла через Неман, начав освободительный поход в Европу, в котором к России присоединились Пруссия, затем Австрия, Англия и ряд других стран.

Утром 19 (31) марта 1814 года после упорного сопротивления французские войска, оборонявшие Париж, капитулировали. В ночь на 25 марта (6 апреля) 1814 года император Франции Наполеон Бонапарт отрёкся от престола.

Автор: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник.

Прочие новости
Заказ экскурсии