Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

«А вместо сердца – пламенный мотор!»

«А вместо сердца – пламенный мотор!»

Слова, вынесенные в заголовок, взяты из Марша авиаторов (автор музыки: Ю. А. Хайт, автор текста: П. Д. Герман), бывшего с 1933 года официальным гимном Военно-воздушных сил СССР.

У песни следующий припев:

«Всё выше, и выше, и выше

Стремим мы полёт наших птиц,

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ».

Так было, так есть. Рубежи страны надёжно защищены.

Военно-воздушные силы ныне – часть Военно-космических сил России. Своё начало они берут с 1912 года, когда приказом по военному ведомству от 12 августа вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу – Воздухоплавательной части Генерального штаба, которую возглавил генерал-майор М. И. Шишкевич. Эта дата считается днём образования военной авиации России.

На момент начала Первой мировой войны Россия имела 263 самолёта. Сначала они использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

В Гражданскую войну 1918–1921 гг. военные лётчики сражались по разные линии фронта. Красным – победителям – довелось стать участниками создания военной авиации Советского Союза. Заложенные ими традиции высокого профессионализма и боевого мастерства являются образом жизни и современных военных авиаторов.

В годы Великой Отечественной войны 2271 военный лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза.

Первые три лётчика, получившие звание Героя буквально в самом начале войны (Указ Верховного Совета СССР от 8 июля), награждены за воздушные тараны. Это были лётчики-истребители: Михаил Жуков, Сергей Здоровцев и Пётр Харитонов. Совершив тараны немецких бомбардировщиков 28–29 июня, все они остались живы.

За первый ночной таран в войне звание Героя было присвоено Виктору Талалихину, защищавшему Москву в авиации ПВО.

Стали Героями Советского Союза лётчики-истребители, летавшие с протезами ног – Алексей Маресьев, Леонид Белоусов и лётчик морской авиации Захар Сорокин.

Лётчик-истребитель Борис Ковзан сбил двадцать восемь немецких самолётов, четыре из них – тараном. Это был единственный в мире лётчик, воевавший с одним глазом.

Как понимаете, звания Героя Советского Союза они были удостоены не только за личное мужество, но и высокий профессионализм.

Одним из самых результативных лётчиков-истребителей периода Великой Отечественной войны считается генерал-майор авиации Григорий Андреевич Речкалов. Дважды Герой Советского Союза (1943, 1944), лётчик-истребитель.

Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолётах разнятся. По одним источникам им было сбито 56 самолётов и 6 самолётов в группе. По данным историка М. Быкова, Речкалов сбил лично 61 самолёт противника и ещё 4 в группе.

Полковник запаса Игорь Олегович Родобольский занесён в Книгу рекордов Вооружённых сил Российской Федерации как обладатель максимального количества государственных наград, полученных одним военнослужащим Воздушно-космических сил РФ. Игорь Олегович – Герой России (2003), участник боевых действий в Афганистане (1986–1987 гг. и в 1988–1989 гг.), на Северном Кавказе (1994–1996 гг.) и в зоне Грузино-Абхазского конфликта (1994–2003 гг.).

Генерал-полковник авиации Михаил Петрович Одинцов, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), участник Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 по 11 мая 1945 гг.). Воевал в штурмовой авиации, совершил 215 боевых вылетов на Су-2 и Ил-2. Уничтожил сотни вражеских танков и другой техники, множество живой силы противника. Участник Парада Победы на Красной площади в 1945 году, знаменосец Парада Победы в 1995 году.

В послевоенное время М. П. Одинцов освоил самолёты Пе-2, Ту-2, Ту-4, Ил-28, последний с личным налётом 620 часов, Су-7, Миг-15, Миг-17, Су-17, МиГ-21, МиГ-23, Ту-16, Ту-22, Су-24, вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-24 и другую авиатехнику. Всего более 50 типов летательных аппаратов. Летал на реактивных истребителях почти до 60 лет.

Под стать Михаилу Петровичу и Заслуженный военный лётчик Российской Федерации, военный лётчик-снайпер генерал-майор в отставке Александр Николаевич Харчевский, который в 2015 году в должности начальника 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава МО РФ имени В. П. Чкалова являлся единственным 65-летним действующим лётчиком-истребителем.

Харчевский освоил самолёты Л-29, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-34, Су-30СМ, Су-35С, иностранные истребители Мираж-2000 и F-15.

Он основатель и ведущий пилотажной группы «Соколы России». Имеет общий налёт более 4,3 тыс. часов, продолжает выполнять полёты на истребителях Су-30СМ, являясь заместителем руководителя службы по гособоронзаказу и лётной работе – старшим лётчиком-инструктором ПАО «Корпорация Иркут».

Ученики генерала Харчевского успешно выполняют боевые задачи, в том числе и в небе над Сирией, где громят международных террористов, защищая Россию на дальних рубежах.

Подготовил: И. А. Лындин

Прочие новости
Заказ экскурсии