Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Берггольц Ольга Фёдоровна. Поэты о войне

Берггольц Ольга Фёдоровна. Поэты о войне

Ольга Берггольц – русская советская поэтесса и прозаик, драматург, журналист. Член Союза писателей СССР. В 1938 году она была репрессирована – проходила по делу «Литературной группы», но затем была реабилитирована. Лауреат Сталинской премии, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени. Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». Её стихи помогли ленинградцам выжить в насквозь промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из черных «тарелок» репродукторов и укреплялись в вере дожить до победы. Голос Ольги Берггольц не зря назвали символом Победы, а поэтессу – «блокадной Мадонной» и музой осаждённого города. Ольга Берггольц – почётный гражданин Санкт-Петербурга.

Родилась поэтесса весной 1910 года в городе на Неве. Ольга, или Ляля, как её называли родные – первый ребенок выпускника Дерптского университета, хирурга Фёдора Христофоровича Берггольца, обрусевшего немца. Мама Ольги – Мария Тимофеевна Грустилина, женщина интеллигентная и образованная, «из бывших». В браке родились две девочки – Ольга (Ляля) и Мария (Муся). Семья обитала в старинном доме у Невской заставы. Революция и гражданская война вырвали доктора Берггольца из мирной жизни – полевой хирург отправился на фронт. Голод и разруха заставили семью покинуть Питер и перебраться в Углич. Обратно семью из Углича в Петроград забрал отец, вернувшийся с фронта.

В 15 лет девушка пришла в рабочий клуб, где образовалось молодежное литературное объединение «Смена». Молодежь и подростки, упражнявшиеся в написании стихов, встречались с мэтрами. В клуб заходили Эдуард Багрицкий, Владимир Маяковский, Иосиф Уткин. Мастера поэтического слова делились опытом, слушали юных стихоплетов, давали советы. Первые стихи 14-летней Ольги Берггольц появились в 1925 году в заводской стенгазете. А в 15 лет пламенные строчки «Песни о знамени» напечатала советская газета для детей и подростков «Ленинские искры».

В 1926 году Ольга вместе с талантливым коллегой из «Смены» Борисом Корниловым, в которого влюбилась без памяти, стала студенткой курсов искусствоведения. После их закрытия пара перешла на филологический факультет ленинградского университета. Получив диплом, Ольга Берггольц отправилась в Казахстан. Она работала корреспондентом газеты «Советская степь», со вторым мужем Николаем Молчановым жила в тяжелых бытовых условиях, но чувствовала себя счастливой. Ольга писала статьи, очерки, рассказы. Вышел первый поэтический сборник для детей, названный «Зима-лето-попугай». В Ленинград Ольга Берггольц вернулась в 1931 году и устроилась в заводскую газету предприятия «Электросила». В 1935-м вышла книга стихов, названная просто – «Лирика». Берггольц приняли в Союз писателей. Но этот период жизни литератора ознаменовался цепью трагических событий. Бывшего мужа Бориса Корнилова расстреляли (реабилитировали в 1957), в конце 1938 года Ольгу арестовали, назвав троцкисткой и участницей террористической группы. Помог ей выбраться из застенков Александр Фадеев. Пережить случившееся помог муж Николай Молчанов, но семейному счастью помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

В годы блокады Ольга Берггольц работала на радио, её голос для ленинградцев стал родным, и радиопередачи олицетворяли мужество и стойкость жителей. Стихи поэтессы после войны вошли в сборник «Говорит Ленинград». В «Ленинградской поэме» Берггольц перед читателями встаёт образ осажденного города. Это лишь одно из нескольких десятков произведений о блокадном Ленинграде, наиболее пронзительное. Под пером Ольги Фёдоровны в те страшные годы родились поэмы «Февральский дневник» и «Памяти защитников». Известные всем строчки поэтессы высекли на мемориале Пискарёвского кладбища: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Ольги Берггольц не стало 13 ноября 1975 года. Музе блокадного Ленинграда исполнилось всего лишь 65 лет. Её могила – на Волковом кладбище, на Литераторских мостках. Памятник установили через 30 лет, в 2005-м. Именем писательницы назвали улицу в Невском районе Санкт-Петербурга, еще одна улица носит имя Берггольц в центре Углича.

Стихотворение о блокаде Ленинграда Ольги Берггольц…

РАЗГОВОР С СОСЕДКОЙ

Пятое декабря 1941 года. 
Идет четвертый месяц блокады. 
До пятого декабря воздушные 
тревоги длились по
десять — двенадцать часов.
Ленинградцы получали от 125
до 250 граммов хлеба.

Дарья Власьевна, соседка по квартире, 
сядем, побеседуем вдвоем. 
Знаешь, будем говорить о мире, 
о желанном мире, о своем. 

Вот мы прожили почти полгода, 
полтораста суток длится бой. 
Тяжелы страдания народа — 
наши, Дарья Власьевна, с тобой. 

О, ночное воющее небо, 
дрожь земли, обвал невдалеке, 
бедный ленинградский ломтик хлеба — 
он почти не весит на руке... 

Для того чтоб жить в кольце блокады, 
ежедневно смертный слышать свист — 
сколько силы нам, соседка, надо, 
сколько ненависти и любви... 

Столько, что минутами в смятенье 
ты сама себя не узнаешь: 
— Вынесу ли? Хватит ли терпенья? 
— Вынесешь. Дотерпишь. Доживешь. 

Дарья Власьевна, еще немного, 
день придет — над нашей головой 
пролетит последняя тревога 
и последний прозвучит отбой. 

И какой далекой, давней-давней 
нам с тобой покажется война 
в миг, когда толкнем рукою ставни, 
сдернем шторы черные с окна. 

Пусть жилище светится и дышит, 
полнится покоем и весной... 
Плачьте тише, смейтесь тише, тише, 
будем наслаждаться тишиной. 

Будем свежий хлеб ломать руками, 
темно-золотистый и ржаной. 
Медленными, крупными глотками 
будем пить румяное вино. 

А тебе — да ведь тебе ж поставят 
памятник на площади большой. 
Нержавеющей, бессмертной сталью 
облик твой запечатлят простой. 

Вот такой же: исхудавшей, смелой, 
в наскоро повязанном платке, 
вот такой, когда под артобстрелом 
ты идешь с кошелкою в руке. 

Дарья Власьевна, твоею силой 
будет вся земля обновлена. 
Этой силе имя есть — Россия. 
Стой же и мужайся, как она! 
5 декабря 1941

Подготовил В. В. Лобанов.

Прочие новости
Заказ экскурсии