Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Чесменское сражение

Чесменское сражение

7 июля в России отмечается День воинской славы, установленный в честь победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год).

Одной из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями явилась Русско-турецкая война 1768 –1774 гг.

Развязывая эту войну, Турция рассчитывала получить обещанные ей Барской конфедерацией Подолию и Волынь, расширить свои владения в Северном Причерноморье и на Кавказе, и установить протекторат над Речью Посполитой.

Со стороны России основной целью войны являлось получение выхода к Чёрному морю.

В ходе войны русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и при Чесме.

Справка:

Барская конфедерация была создана при поддержке католических держав – Франции и Австрии – по призыву краковского епископа Каетана Солтыка римокатолической шляхтой Речи Посполитой в крепости Бар в Подолии 29 февраля 1768 года. Целью Барской конфедерации было противодействие русскому влиянию. Терпя поражение в боях с русскими и польскими правительственными войсками, конфедераты обратились за помощью к правительству Османской империи (Порте), обещая ей территориальные уступки.

В начале войны с целью поддержки боевых действий Русской армии в Молдавии и на Балканах в Средиземное море и далее в Эгейское море с Балтики были отправлены нескольких эскадр Русского флота.

Следует отметить, что это было первое океанское плавание русских военных моряков, которым предстояло пройти по Балтийскому и Северному морям, а также по Атлантическому океану до Восточного Средиземноморья.

24 июня (5 июля) 1770 года, две русские эскадры общей численностью 9 линейных кораблей, 3 фрегата, один бомбардирский корабль и 17 вспомогательных судов под командованием адмирала Г. А. Спиридова и контр-адмирала Джона Эльфинстона (командовал замыкающим дивизионом из 3-х кораблей), объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, нагнали вдвое превосходящую по численности турецкую эскадру: 16 линейных кораблей, шесть фрегатов, шесть шебек (парусно-гребных судов), 13 галер и 32 малых судов, стоявшую на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).

Оценив позицию неприятельской эскадры, которая была построена в две линии и могла использовать лишь половину своей огневой мощи, и к тому же оказалась ограниченной берегом в манёвре, Спиридов принял решение атаковать.

Русские корабли выстроилась в ордер-баталию, кильватерную колонну. Головным шёл «Европа», следом – «Евстафий».

В 11:30 корабли турецкой эскадры открыли огонь по приближающемуся флоту русских, однако, ощутимых повреждений не нанесли. К 12:00 манёвр русского флота был, в целом завершён – начался ожесточённый обмен пушечными залпами на близкой дистанции. Не удалось занять свои места в строю трём русским кораблям: «Европа», вынужден был выйти из линии по настоянию лоцмана, позже он развернулся и встал за «Ростиславом», «Трёх Святителей» из-за повреждения такелажа снесло в центр турецкого строя, «Св. Януарий» отстал и вынужден был развернуться и выйти из строя. В ходе боя «Евстафий», на котором находился адмирал Свиридов, сблизился с турецким 90-пушечным флагманом «Реал-Мустафа» на расстояние ружейного выстрела. Из-за больших потерь «Евстафий» не мог сманеврировать – завязался абордажный бой. От огня русских орудий на «Реал-Мустафе» начался пожар, в результате которого оба корабля взорвались. Адмиралу Г. А. Спиридову и графу Ф. Г. Орлову почти со всем своим экипажем удалось спастись.

По итогам двухчасового боя обе эскадры потеряли по одному кораблю, при этом поспешно отступивший турецкий флот оказался заперт в бухте, вырваться из которой не мог из-за слабого ветра. Так закончился первый этап Чесменского морского сражения.

Хотя турецкий флот и был блокирован в бухте, он по-прежнему оставался грозным противником. Кроме того, русская эскадра, не имея поблизости баз снабжения, и находясь под угрозой подхода помощи туркам из Стамбула, не могла позволить долгой блокады. Поэтому на военном совете 25 июня был принят план уничтожения турецкого флота в Чесменской бухте. Для атаки был сформирован специальный отряд, под командование С.К. Грейга, в который вошли 4 линейных корабля, 2 фрегата и бомбардирский корабль «Гром».

В 17:00 «Гром» начал обстрел неприятельского флота и береговых батарей. К полуночи на заданные позиции вышли остальные корабли отряда. В соответствии с планом, огонь открыли с дистанции в 2 кабельтовых (около 370 метров). Линкоры обстреливали плотно стоявший в бухте флот турок, а фрегаты вели огонь по береговым батареям.

К часу ночи один из турецких кораблей загорелся от попавшего в него зажигательного снаряда – брандскугеля. Когда пламя начало распространяться на соседние корабли, турки туша пожары ослабили артиллерийский огонь. Русские моряки эти воспользовались и ввели в бой брандеры – корабли, нагруженные легковоспламеняющимися либо взрывчатыми веществами.

В 1 час 15 минут 26 июня (7 июля) 4 брандера выдвинулись к заранее назначенным целям. Но пробиться к турецким кораблям удалось лишь одному из них – с экипажем под командованием лейтенанта Д. Ильина. Подожжённый брандером турецкий 84-пушечный корабль «Бурдж-у-Зафер» взорвался. Его горящие части, разлетевшиеся на десятки метров, создали очаги пожаров на других кораблях. 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и более 50 небольших судов пылали и взрывались. Лишь один 60-пушечный корабль «Родос» и 5 галер уцелели и стали призом русского флота.

К 4 утра турецкий флот был уничтожен. В 9 утра в город был высажен русский десант, который штурмом взял береговую батарею северного мыса.

В ходе сражения русские моряки потеряли 11 человек, турки – более 10 тыс. человек.

Итогом Чесменского сражения стало установление господства русского флота в архипелаге и полное нарушение морских коммуникаций турок в Эгейском море, а также блокада Дарданелл, что значительно ускорило завершение войны и привело к выгодному для России Кючук-Кайнарджийскому мирному договору.

По итогам Чесменской битвы граф А. Орлов был награждён орденом Св. Георгия 1-й степени и получил право добавить к своей фамилии почётное Чесменский. Адмирал Г. Спиридов был удостоен высшей награды Российской империи – ордена Св. Андрея Первозванного. С. Грейгу присвоили звание контр-адмирала и наградили орденом Св. Георгия 2-й степени, который давал право на потомственное дворянство.

В честь этой победы в Гатчине установили Чесменский обелиск. В 1778 году в Царском Селе была возведена Чесменская колонна. В Петербурге в 1774–1777 гг. построили Чесменский дворец, а в 1777–1778 гг. – Чесменскую церковь. Имя «Чесма» в Российском флоте носил эскадренный броненосец и линейный корабль. Также в Анадырском заливе название Чесма получил мыс, открытый в экспедиции 1876 года клипером «Всадник».

По итогам войны 21 июля 1774 года Османская империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский договор, согласно которому в состав России вошли первые земли в Крыму: крепости Керчь и Еникале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже – в 1783 году), территории на северном побережье Чёрного моря (в том числе важные крепости – Азов, Кинбурн, Таганрог) и на Северном Кавказе, а Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России. Турция выплатила России контрибуцию в 4,5 млн. рублей. Россия получила право обладать военным флотом на Чёрном море.

Подготовил И. А. Лындин. 

Прочие новости
Заказ экскурсии