Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

День военного автомобилиста

День военного автомобилиста

29 мая в России отмечается День военного автомобилиста – профессиональный праздник военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех военнослужащих и военнообязанных, кому по долгу службы приходится или приходилось управлять теми или иными транспортными средствами.

Из истории.

Автомобильная техника в русской армии впервые появилась накануне Первой мировой войны. Несмотря на малочисленность механических транспортных средств, их несовершённость в сравнении с современной техникой, уже тогда стало ясно, что будущее за автомобилем, а не подводой.

В феврале 1910 года в Военный совет поступило секретное представление за № 37, согласно которому «к железнодорожным батальонам Европейской России и Кавказа проектировано придать 5-е роты, наименованные автомобильными». Технику для них предполагалось покупать постепенно, «в зависимости от средств, которые будут для этого ассигнованы». Каждая рота должна была комплектоваться 12 автомобилями, а всего при железнодорожных батальонах предполагалось содержать 108 машин, «из коих 54 штабного типа и 54 грузовых». Определяя потребность армии в легковых автомобилей, авторы представления исходили из того, что один «мотор» придется на каждый штаб округа (а их было 13) и один на каждый штаб корпуса, которых было 37. Для удовлетворения потребности в квалифицированном персонале 29 мая 1910 года, в Санкт-Петербурге создается первая учебная военная автомобильная рота.

На создание Учебной автомобильной роты военное ведомство не поскупилось, и её организаторам удалось развернуть её деятельность достаточно основательно. В Учебной автомобильной роте оказались энергичные и умелые люди, офицеры-энтузиасты, набранные, в основном, из числа 1-й Железнодорожной бригады, относившиеся к автоделу с редкой любовью.

Учебная автомобильная рота стала первым испытательным, исследовательским и учебным автомобильным центром в России.

Спустя почти девяносто лет, 24 февраля 2000 года, глава Министерства обороны Российской Федерации И. Д. Сергеев издал приказ, который предписывал отмечать «День военного автомобилиста» в день образования первой российской автомобильной роты – 29 мая.

Автомобильная техника широко использовалась Русской императорской армией в годы Первой мировой войны. Военные автомобилисты, имея далеко не самый внушительный парк автомобильной техники, перевезли в рамках выполнения задач сотни тысяч тонн различных грузов.

В годы Великой Отечественной войны объёмы грузоперевозок, осуществлённых военными автомобилистами, превысили уровень в 100 миллионов тонн. Автомашины использовались для буксировки артиллерийских орудий, снабженческих и санитарных перевозок, передвижения реактивных установок, личного состава войск всех без исключения фронтов. Настоящий подвиг совершили автомобилисты, осуществлявшие ежедневные маршруты по «Дороге жизни», которая проходила зимой по льду Ладожского озера и обеспечивала снабжение блокадного Ленинграда.

За мужество, героизм и профессиональное выполнение поставленных задач в годы Великой Отечественной войны орденами были награждены 77 автомобильных соединений, 15 получили почётные наименования. 14 военных автомобилистов получили звание Героя Советского Союза.

Военные автомобилисты выполняли свой долг в ходе локальных конфликтов. Одной из страниц истории участия в вооружённых конфликтах за рубежом является война в Афганистане, где за мужество и героизм сотни военных водителей получили медали и ордена. Опыт, приобретённый в Афганистане, пригодился во время контртеррористической операции на Северном Кавказе в конце XX – начале XXI века.

И сегодня автомобилисты Вооружённых сил России достойно продолжают традиции своих предшественников, совершенствуя мастерство и выучку, осваивая новую технику.

Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник УГВИМ

Прочие новости
Заказ экскурсии