В.В. Кирилюк родился 2 апреля 1923 года в деревне Большие Тураи Оханского района Молотовской области (так тогда называлась Пермская область). Все детские годы он провел в деревне. В 1931 году Виктор пошёл учиться. Первые месяцы пришлось ходить в школу за 7 километров в соседнее село Острожка.
Однажды вечером Виктор с друзьями возвращался из школы по берегу реки Очер, и ребята услышали нарастающий гул мотора в небе. Задрав головы, мальчишки с восторгом следили за полётом самолёта, и кричали: «Во, – здорово летит!». «И захотелось нам тогда, – вспоминал Виктор Васильевич об этом случае, – вот также высоко лететь над лесами и над реками. Так и запала мне мечта на всю жизнь стать летчиком». С этого момента Виктор «заболел» авиацией (1).
Когда Виктору исполнилось тринадцать лет, его родители переехали в Талицу. Здесь, в Талице, он продолжал учиться. В 1938 году он вступил в ряды ВЛКСМ.
Учась в школе, продолжая заниматься в кружке авиамоделистов, он так же занимался в кружках ПВХО, ГТО и Ворошиловский стрелок. Сдал все нормы и получил все значки.
Одним из его любимых увлечений в школе был лыжный спорт. У Виктора было правило, придя из школы, проходить дистанцию в 10 км. Неоднократно он принимал участие в школьных и районных соревнованиях. Также увлекался фотографией.
Но после девятого класса Виктор вынужден был уйти из школы. Причиной послужил (как вспоминала соученица Виктора Васильевича – Сизикова Елена Константиновна) конфликт с учителем математики (2).
В 1940 году Виктор сдал экзамен (экстерном) за курс Талицкого педагогического техникума. Но педагогом он не стал. В душе, по-прежнему, жила мечта о небе, о полетах и он искал пути к ее осуществлению.
Виктору повезло. Подвернулась настоящая удача: по комсомольскому набору он был направлен в Свердловский аэроклуб. В 1941 году, в апреле, закончил его и был рекомендован в Батайскую школу военных летчиков.
Когда началась война, школу перебросили в Азербайджан, недалеко от аула Маргушевань. Разместили курсантов в бывшей конюшне. Курсанты сами построили двухэтажные нары, застелили их соломой. Перину, подушки тоже набили соломой. Вместо печки поставили 200-литровую бочку, но натопить такую казарму до нормальной температуры было невозможно. Эти условия их не пугали. Они стремились как можно быстрее окончить летную школу и уйти на фронт защищать небо Родины от вражеских стервятников. Главным для них в это время была напряженная учеба.
В марте 1942 года шестьдесят пилотов окончили школу летчиков-истребителей. В.В. Кирилюк окончил школу в числе лучших.
В выпускной аттестации написано: «…Теоретическая успеваемость хорошая. Государственные зачеты сдал хорошо. За время обучения на учебном самолете УТИ-4 и И-16 программу усваивает хорошо и государственные зачеты по технике пилотирования, сдал на отлично, летать любит, летает смело и уверенно, в воздухе ориентируется хорошо. Целесообразно использовать в строевых частях ВВС РККА летчиком-истребителем…»(3).
Выпускников направили в запасной истребительный авиаполк. Когда летом 1942 года началось немецкое наступление, им доверили перегонять самолеты с завода на фронт, на Северный Кавказ. Бои шли в районе Майкопа, Грозного, Орджоникидзе.
И только в начале января 1943 года желание многих, в том числе и Кирилюка, исполнилось, - их отправили в город Адлер на Закавказский фронт. Отсюда началась боевая биография Виктора Васильевича.
О своей первой встрече с самолетами противника Виктор Васильевич вспоминал так: «Поднялись мы в Адлере с аэродрома и направились в район Майкопа. Лечу ведомым. В небе чисто, ни облачка, и вдруг сбоку появляется большая черная шапка, рядом вторая, третья. Вот они крупнокалиберные снаряды противника. Откровенно говоря, на душе как – то неприятно стало. А вдруг такая очередная шапка окажется в самолете? …»(4).
Свой боевой счет Виктор Васильевич открыл только в марте, в кубанском небе, на Северо-Кавказском фронте. Эту схватку, которая принесла первую победу, он помнил до мельчайших подробностей.
1 марта 1943 года старший сержант Кирилюк с капитаном Устиновым вылетели на патрулирование. На приличном расстоянии заметили фашистские «мессеры», а они их. Пошли на сближение, в лобовую атаку, фрицы оказались не из трусливых. Было страшновато: навстречу летел не только самолет, но ещё летели и снаряды из двух его малокалиберных скорострельных пушек. И все же не выдержали нервы у фашиста, сдали. В момент, когда фашист на предельно малом расстоянии начал отваливать, вскинув самолет, Кирилюк нажал на гашетку, и удачно. Это была не только первая победа над фашистом, но и над своими нервами, над самим собой. Он обрел веру в свои силы и в свою удачу.
Во второй половине 1943 года фашистская авиация в воздухе терпела поражение за поражением. Вот тогда-то немецкое командование и перебросило специальную группу асов «Удет» в количестве 80 самолетов. Каждый ас имел на своем счету не менее 50 сбитых машин. Свой первый счет эти фашисты начали в Испании, продолжили в небе других европейских стран и Советского Союза.
Виктору Васильевичу особенно запомнилась первая встреча с «тузами» (у этих асов на фюзеляже было два туза: трефовый и пиковый). До встречи с ними, – это было 20 июля 1943 года, – он провел не один десяток боев и имел на счету 15 сбитых истребителей противника.
В этот день он был старшим в группе, состоящей из четырех самолетов, вылетавшей на практике плацдарма. На высоте 4000 метров летчики заметили идущих навстречу пять фашистских истребителей. Их ведущий заметил, что группа попала под огонь наших самолетов, и попытался оторваться от преследователей. Когда противник появился в прицеле, Кирилюк нажал на гашетку. Самолет врага вошёл в штопор, врезался в землю и сгорел. Как выяснилось позднее, это был, какой-то знаменитый немецкий ас, по которому в течение нескольких дней фашисты заставляли носить траур даже оккупированное население (5).
Не всегда летчика Кирилюка сопровождала удача. Однажды в небе Кубани в воздушном бою, в котором участвовало 12 советских и 40 истребителей противника, у него был подбит самолет. Выключив мотор, Кирилюк пошёл на вынужденную посадку. Благополучно посадив самолёт, он быстро вылез из кабины, сняв парашют и куртку. Истребители противника стали заходить на его самолет. Через 3–5 минут самолёт взорвался. Противник ушел на аэродром. Виктор подошел к остаткам самолета. В этот момент начали рваться возле самолета мины. Ему опять пришлось спрятаться в воронку. На всякий случай Кирилюк приготовил для обороны пистолет. Какой-то человек крикнул: «Эй, летчик, где ты?» и приказал: «Ползи за мной». Они проползли в траншею, где размещалась рота старшего лейтенанта Смирнова, и вечером Виктор благополучно вернулся в часть на лошади.
Напряженные бои весны, лета и осени 1943 года показали, что наша авиация, ее мастерство неизмеримо возросло: к концу года количественный состав самолетов новых типов свел на нет превосходство авиации противника.
За боевое мастерство в конце 1943 года Виктор Васильевич был награжден двумя орденами Красного знамени.
В феврале 1944 года эскадрилье, которой командовал Скоморохов Николай Михайлович, было поручено прикрывать самолет Ли-2, на котором следовали с аэродрома Морозовка А.М. Василевский и сопровождающие его генералы.
Генерал Судец перед вылетом предупредил летчиков: «Головой отвечаете, если хоть один вражеский снаряд зацепит Ли-2».
Когда удалились от Запорожья километров на тридцать, все с облегчением вздохнули.
Вот и полевой аэродром Отрада – конечный пункт маршрута. И тут вдруг перед самолетами, откуда не возьмись, возникает Як. И ведет себя странно: летит рядом, вроде рассматривает их. Скоморохов берет Як на прицел, передает Кирилюку: «Покачай крыльями, чтобы отстал». Кирилюк покачал крыльями, а Як как будто не видит этого, идет на сближение.
Всякие чудеса на войне бывали. Иногда и враг летал на советских машинах, может быть это как раз такой случай? Кто его знает? Но безопасность представителя Ставки Верховного Главнокомандования – прежде всего. И Скоморохов прицелившись, дал заградительную очередь. Як тут же к аэродрому.
Приземлились. Як лежит на фюзеляже.
Позднее выяснилось, что летчики «Яков» ни разу не видели близко самолётов Ла-5 и приняли их за «Фоккеров» (6).
8 мая 1944 года Кирилюк с товарищами вылетел на прикрытие своих войск в районе Тирасполя и на высоте 4000 метров встретил 12 самолетов Ю-88, которые шли бомбить боевые порядки наземных войск. С первой атаки Кирилюк сбил один самолет, повернулся к другому и зажег второй самолет. Когда Виктор совершил левый боевой разворот, то допустил ошибку, тем самым дав возможность открыть стрелку противника огонь по нему из вращающейся турели. Кирилюк почувствовал, как будто огнем обожгло нижнюю челюсть. Пуля попала в нее, было выбито (как позднее выяснилось) 5 верхних и 5 нижних зубов. Он почувствовал, что ему становиться плохо и думал: «Дотяну ли до своего аэродрома?». Напрягая все силы, все-таки довел самолет и после посадки потерял сознание. Был отправлен в военный госпиталь под Одессу (7).
После выздоровления следующим аэродромом для Кирилюка стала Бессарабия.
20 августа 1944 года ровно в 8.00 вздрогнула земля от разрывов тысяч снарядов и бомб, обрушившихся на передний край обороны противника. Почти два часа наша артиллерия и авиация сокрушали гитлеровские оборонные сооружения.
Так началась Ясско-Кишиневская операция.
В первый же день эскадрилья, в которой воевал Кирилюк, беспрерывно находилась в воздухе. Почувствовав явное превосходство нашей авиации, враг не оказывал активного сопротивления, и большого урона не причинял.
Наши войска быстро продвигались вперед. Освободив Бессарабию, вошли в Румынию. После освобождения Румынии впереди была Болгария. Воевать здесь летчикам не пришлось. Местные жители встречали советских летчиков с большой радостью. Они обнимали и целовали их, возбужденно расспрашивали, долго ли они пробудут здесь, и все предлагали им помощь.
Хороша страна Болгария. Но долг зовет летчиков дальше, в Югославию. За период боев по освобождению Югославии Кирилюк совершил 23 боевых вылета, в результате чего им было уничтожено 12 автомашин и 15 повозок противника с военным грузом. В период освобождения Югославии Кирилюком было проведено 8 воздушных боев, в которых им лично сбито 2 самолета противника: 1 – Х111-126, 1 – ФВ-190. Из наградного листа: «9.10.44г.: при сопровождении своих штурмовиков группой Ла-5 (4) ведущим которой был лейтенант Кирилюк, в районе Петровац встретили 2 Х111-126, в результате завязавшегося боя лейтенант Кирилюк сбил 1 Х111-126, который упал в 2 км северо-западнее Добровац. 17 ноября в воздушном бою, в районе Батина, несмотря на численное преимущество противника (4 ФВ-190 и 2 Ме-109 против 4-х Ла-5) лейтенант Кирилюк сбил 1 ФВ-190, который упал в 8 км с-з Дубашева.». За мужество и отвагу, проявленные в боях за освобождение Югославии Виктор Васильевич Кирилюк был представлен к югославской награде – ордену Партизанская слава» (8).
В последний день октября полк перелетел на венгерский аэродром Сегед. За два дня пребывания в Сегеде летчики сумели пополнить боевой счет полка: по одному самолету сбили Виктор Кирилюк, Алексей Артемов и Петр Митрофанов. Летчики целыми днями буквально висели над этим плацдармом.
Под крылом самолета была Венгрия – последний союзник фашисткой Германии. Бои в Венгрии были особенно жестокими.
Об одном из боевых вылетов под Будапештом написала в своем письме жена Виктора Васильевича Таисия Сергеевна: «На боевое задание вылетела четверка Лавочкиных. Небо было облачное, наши самолеты не успели набрать высоту, как из облаков выскочила четверка Фв-190. Завязался бой, и у всех на глазах Виктор сбивает самолет противника, самолет загорелся, и летчик выпрыгивает с парашютом. Вскоре немецкий летчик был доставлен на машине на аэродром. Это был полковник немецкой армии, летчик-истребитель, немецкий ас. Когда его привезли на командный пункт полка, немец хорошо говорил по-русски и хотел видеть, кто его сбил… И был очень удивлен, что молодой летчик мог сбить опытного аса, который воевал ещё в Испании и почти всю войну с Советским Союзом прошел» (9).
В январе 1945 года Виктор Кирилюк за 22 сбитых вражеских самолета был представлен к званию Героя Советского Союза.
В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза, как и во всех боевых характеристиках, подчеркиваются следующие боевые качества летчика: «… в воздушных боях смел, храбр, отличный стрелок, исключительно настойчив в победе над врагом» (10).
Это сухие строки документа тех лет. А боевой друг Виктора Васильевича Калошонок Василий Исакович пишет в письме: «Прошу вас учесть, что нам в то время было 20–22 года, и поэтому мы были ещё по-мальчишески веселыми и задорными и то же время представляли, что мы сражались с заклятым врагом – фашизмом» (11).
Над столицей Венгрии постоянно завязывались ожесточенные воздушные бои.
За время самых активных боев под Будапештом Кирилюк сбил семь самолетов противника.
23 февраля 1945 года в полку только закончился митинг, посвященный годовщине Красной Армии. И вдруг Кирилюка и Скоморохова вызвали к командиру полка Онуфриенко. Вспоминает Н.М. Скоморохов: «Торопимся с Кирилюком к Онуфриенко. Он заключает нас в объятья, целует и взволнованно, громко, чтобы слышали все собравшиеся, говорит: «Товарищи, Скоморохов и Керим – Герои Советского Союза!». Не успели мы с Виктором опомниться, как очутились в воздухе. Нас долго и рьяно качали…» (12). Об этом событии Виктор написал родителям в письме от 10.03.1945 г., сделав приписку: «Можете посмотреть за 23 или 24 февраля в газетах центральных в них есть приказ Президиума Верховного Совета, там мне присвоено звание звания Героя Советского Союза» (13).
После праздника выдалось несколько сравнительно спокойных дней. А 5 марта, как раз выдалась отвратительная погода, Скоморохова вызвали на КП полка. Скоморохову и Кирилюку было поручено произвести разведку в районе Секешфехервара.
Вылетели в паре. Облака прижимали к самой земле. Моросил дождь. Попали в туман. Долгое время летчикам ничего не удавалось обнаружить. И вдруг ударили зенитки. Откуда они взялись? Снизившись, присмотрелись – немецкие танки! И в таком количестве, как на Курской дуге. Сначала глазам своим не поверили. Ещё заход. Действительно, все дороги, ведущие к линии фронта, забиты танками и бронемашинами.
Скорей назад! Доложили. Им не поверили, снова послали на разведку. Они снова в воздухе. Картина та же. На этот раз их сведения передали в вышестоящий штаб.
А на следующий день все вокруг вздыбилось, загрохотало, – гитлеровцы кинулись в контрнаступление, нанося главный удар в районе Веленце и Балатон.
Командующий фронтом бросил в бой все имеющиеся в его распоряжении силы. Летчики сражались круглые сутки.
В начале апреля 1945 года полк перебазировался на аэродром близ города Шапрона, расположенного у самой границы с Австрией. Перед ними лежала последняя оккупированная гитлеровцами страна.
На последнее боевое задание Кирилюк вылетел 8 мая 1945 года. Восемь истребителей вылетели с аэродрома Фишемендорф, что восточнее Вены, для сопровождения сорока штурмовиков, которые шли на обработку переднего края немецкой обороны. Штурмовики потрудились на славу. Вернувшись на аэродром, доложили командованию, где находится противник. Им не поверили, что они уже успели отойти на 20 км. Были посланы самолеты разведчики, которые подтвердили сведения истребителей о противнике.
9 мая Виктор Васильевич проснулся от стрельбы: стреляют зенитки, очередями бьют из автоматов, хлопают пистолетные выстрелы, гулко бьют винтовки. Ракеты всех цветов в воздухе. Подумал, что аэродром окружила немецкая группировка, находящаяся неподалеку. Забежал к своим, ему объявили, что война закончилась! Радость этого дня невозможно передать. Ликовал весь наш народ, ликовали и народы Европы, у которых фашизм унес миллионы жизней.
После окончания войны Кирилюк предложил совершенствовать свое летное мастерство.
В 1949 году окончил высшие офицерские летно-тактические курсы, получив только хорошие и отличные оценки по летным дисциплинам. После окончания курсов он был назначен на должность штурмана полка. В эти годы служил он в Калининградской области и Риге.
В аттестации 1952 года отмечается, что с работой штурмана полка справляется хорошо, за большой опыт и мастерство был выдвинут на должность инспектора-летчика дивизии. Подчеркивается, что летает грамотно, смело и уверенно, нагрузку переносит легко. Лично подготовил за 1951–1952 годы 33 летчика для полетов днем и ночью на самолете МИГ-15. За 1950–1952 годы имел 12 благодарностей от командования. Кирилюку было присвоено звание «Военный летчик 1 Класса» (14).
В 1953 году В. Кирилюк был назначен заместителем командира 312 отдельного разведывательного авиационного полка по летной подготовке. В течение 1955–1956 года был командиром этого полка.
В характеристике за этот период говорится, что «…сам лично как летчик подготовлен отлично, летает грамотно и смело. Нагрузку в полетах переносит хорошо. Подготовлен к боевым действиям как летчик-разведчик в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью на полный радиус действия самолета, до практического потолка самолета» (15).
В 1958 году Виктор Васильевич уже имел 762 часа налета, в том числе: в сложных метеоусловиях днем – 266 часов, ночью в сложных – 108 часов, и в простых ночью – 103» (16).
Приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами от 8 декабря 1958 года подполковник Кирилюк В.В. был уволен в запас по сокращению штата с должности заместителя командира 312 отдельного разведывательного авиационного полка 30 воздушной армии.
Виктор Васильевич прослужил в Красной Армии 17 лет 6 месяцев, в льготном исчислении 36 лет 3 месяца.
Насколько героична и интересна судьба и воинская слава гвардии подполковника Кирилюка В.В. говорят награды: Золотая Звезда Героя Советского Союза, два ордена Ленина, пять орденов Боевого Красного знамени, ордена Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной звезды, югославский орден «Партизанская слава» первой степени и 14 медалей. Из них орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды он был награжден за овладение полетами в сложных метеоусловиях днем и ночью уже после войны.
После выхода в отставку Виктор Васильевич с семьей переехал в Астрахань. Несколько лет работал заведующим автоклубом Астраханского областного управления культуры, начальником снабжения на заводе «Прогресс», в СМУ.
В 1973 году переехал в Талицу. Здесь в Талице Виктор Васильевич встречался с молодежью, с учащимися школ, вносил большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения будущих защитников Родины.
Виктор Васильевич считал, что молодежь должна помнить и знать, что и в наши дни самое главное – не дать вспыхнуть новой войне, предотвратить ядерную катастрофу.
В. В. Кирилюк неоднократно бывал на родине в Оханском районе. В селе Острожка его именем названа улица. Виктору Васильевичу присвоено звание почетного гражданина г. Оханска.
Умер Виктор Васильевич 27 сентября 1988 года. Похоронен в г. Талице на городском кладбище.
Виртуальная выставка посвящённая Кирилюку В. В. (формат PDF, 2.95 МБ)
Подготовила В.Г. Спичёва, заведующая Музеем разведчика Н.И. Кузнецова
Список литературы:
1. Воспоминания Кирилюка В.В. С. 2.
2. Воспоминания Сизиковой Е. К.
3.Личное дело Героя Советского Союза Кирилюка В.В. С. 2. 4.Воспоминания Кирилюка В.В. С. 18.
5.Там же. С. 38-39.
6. Скоморохов Н. Боем живет истребитель, М., Военное изд-во,1975. С.148-149.
7. Воспоминания Кирилюка В.В. С. 64.
8. Личное дело Героя Советского Союза Кирилюка В.В. С.9.
9.Письмо жены Кирилюка В.В. Кирилюк Т.С.
10. Личное дело Героя Советского Союза Кирилюка В.В. С.10 – 11.
11.Письмо Калашонка В.И. (Однополчанин).
12.Воспоминания дважды Героя Советского Союза Скоморохова Н.М. командира Кирилюка В.В.
13.Письмо Кирилюка В.В. родителям. 1945г. С.2.
14. Личное дело Героя Советского Союза Кирилюка В.В. С.29-30.
15.Там же. С.31
16.Там же. С.32.
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |