Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Из собрания музея. Немецкий керосиновый фонарь «Летучая мышь» Frowo № 55

Из собрания музея. Немецкий керосиновый фонарь «Летучая мышь» Frowo № 55

К нам в музей часто поступают предметы, найденные в окопах или на местах боёв Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). И среди них всегда есть что-то очень интересное. Например, керосиновый фонарь «Летучая мышь», поступивший в музей в 2013 году.

Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении. По одной из версий, своё название они получили за схожесть в подвешенном к потолку виде с висящей вверх ногами летучей мышью. Особенно это заметно при зажжённом фонаре. На самом же деле название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники.

Фонарь представляет собой резервуар (топливный бак), закрывающийся ввинчивающейся крышкой, в который заливается горючее вещество (керосин). Из топливного бака керосин дозировано подаётся в зону горения (горелка), оборудованную средствами подачи воздуха и отвода продуктов сгорания (воздуховод). Всё это помещено в металлический каркас, к которому крепится ручка для переноски и подвески фонаря.

Хранящаяся в нашем музее «Летучая мышь» попала в страну из Германии, о чём свидетельствует клеймо на топливном баке: «Made in Germany» и указанное несколько раз название изготовителя: «Frowo». На фонаре указан и номер модели: «№ 55». Данная модель производилась с 1938 года по 1971 год.

Компания «Frowo» была основана в Байерфельде (Саксония) в 1878 году Германом Фрёлихом (Hermann Fröhlich). Изначально это была небольшая семейная компания, занимавшаяся производством ручных фонарей, а также фонарей для полиции и конюшен, которая в последующие десятилетия постепенно росла и разрасталась.

В 1906 году началось производство штормовых фонарей.

В 1912 году Герман Фрёлих передал компанию своему сыну Рудольфу Фрёлиху (Rudolf Fröhlich) и зятю Эриху Вольтеру (Erich Wolter). В этом же году компания была переименована в «Fröhlich & Wolter». Основной продукцией являлись керосиновые фонари, которые экспортировались по всему миру. Однако компания занималась производством и других товаров, например, предметов быта, леек, грелок.

Компания пережила трудные годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.) и последовавшего за ней экономического кризиса. В 1915 году Рудольф Фрёлих и Эрих Вольтер отправились на фронт, руководство в это время снова перешло к Герману Фрёлиху. Компания занималась производством военных товаров.

В 1926 году компания получила имя, под которым известна в Германии и в настоящее время, – «Frowo». Был зарегистрирован товарный знак – собака (овчарка) с фонарём. Довольно часто собаку на торговом знаке ошибочно принимали за волка. Можно предположить, что возникла путаница с компанией «FriWo» (Friemann & Wolf).

Дальнейшие годы вплоть до Второй мировой войны компания активно развивалась, тесно конкурируя с ещё одним производителем керосиновых фонарей «Hermann Nier Feuerhandwerk». Фирма так же располагалась в Байерфельде, а её продажи превосходили «Frowo» примерно в 10 раз. Это заставляло компанию искать новые ниши для своего развития.

Во время Второй мировой войны (1939–1945 гг.) все производители фонарей вынуждены были перейти на производство предметов первой необходимости. Во второй трети войны производство фонарей окончательно остановилось из-за нехватки ресурсов.

С распадом Германского рейха перед «Frowo» открылись прекрасные возможности. Здания компании оказались неповреждёнными, а оборудование в прекрасном рабочем состоянии. Это давало компании преимущества на фонарном рынке перед конкурентами, которые смогли возобновить производство лишь в начале 1950-х годов.

Нехватку материалов удалось восполнить за счёт оставшихся запасов и производственных отходов. И вскоре компания смогла производить и экспортировать свою продукцию, как и в довоенное время. Однако первоначальные успехи не были долговременными. Последующие годы характеризовались постоянной борьбой против вмешательства государства, в долгосрочной перспективе оказавшейся напрасной.

В 1959 году компания переименована во «Fröhlich & Wolter KG», в сфере её деятельности производство не только керосиновых фонарей, но и автозапчастей, оборудования для птицеводства и предметов быта.

В 1972 году компания была национализирована и переименована в «Metallwarenfabrik Beierfeld». Компания всё больше и больше ориентируется на изготовление запчастей для автомобилей.

В 1990 году компания переименована в «Metallwarenfabrik GmbH Beierfeld». Одновременно запущен процесс ликвидации компании.

31 марта 1994 года процесс ликвидации компании был завершён.

Подготовила Шахнович А.И.,

специалист по учёту музейных предметов

Прочие новости
Заказ экскурсии