Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

«Неприятельский флот на небо пустили»

«Неприятельский флот на небо пустили»

7 июля в России отмечается День воинской славы, установленный в честь победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году.

Одной из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями явилась Русско-турецкая война 1768–1774 гг. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю. По её итогам 21 июля 1774 года Османская империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский договор, согласно которому в состав России вошли первые земли в Крыму: крепости Керчь и Еникале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже – в 1783 году), территории на северном побережье Чёрного моря (в том числе важные крепости – Азов, Кинбурн, Таганрог) и на Северном Кавказе, а Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России. Турция выплатила России контрибуцию в 4,5 млн. рублей. Россия получила право иметь военный флот на Чёрном море.

Славным эпизодом Русско-турецкой войны 1768–1774 гг. стало Чесменское сражение.

Чесменское сражение делится на два этапа: первый этап – бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля) 1770 года; второй – уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня (7 июля) 1770 года.

Справка:

С началом очередной войны Екатериной II по настоянию графа Алексея Григорьевича Орлова было принято решение о направлении нескольких эскадр Русского флота с Балтики в Средиземное море для действий против Турции со стороны Эгейского моря или, как тогда говорили, «Греческого Архипелага», с целью поддержки боевых действий Русской армии в Молдавии и на Балканах. Это было первое океанское плавание русских военных моряков, которым предстояло пройти по Балтийскому и Северному морям, а также по Атлантическому океану до Восточного Средиземноморья.

В 1769 году из Кронштадта в Средиземное море были направлены две эскадры.

Первая, под командованием адмирала Григория Андреевича Спиридова, должна была содействовать восстанию против турок, подвластных им греков и славян, а другая, под начальством контр-адмирала Джона Эльфинстона (англичанина на русской службе), предназначалась для уничтожения морской торговли Турции в Греческом Архипелаге и, особенно, для прекращения подвоза в Константинополь продовольствия через Дарданеллы. Все морские и десантные силы в Средиземном море возглавлял граф Алексей Григорьевич Орлов.

Переход эскадры был очень тяжёлым из-за встречных ветров и начавшихся болезней.

Лишь к концу декабря 1769 года в среднеземноморском порту Порт-Магон собрались четыре линейных корабля, один фрегат и три малых судна.

В конце января 1770 года отряд из линейного корабля «Три Иерарха», фрегата «Надежда Благополучия» и пакетбота «Почтальон» под командованием бригадира С. К. Грейга был направлен из Порт-Магона в Ливорно, в распоряжение находившегося там графа Орлова. Остальные 5 судов 18 февраля 1770 года подошли к полуострову Морея, где в порту Витуло высадили десант, к которому присоединились восставшие местные жители. Эти войска разделились на два отряда, из которых один (восточный) под командой капитана Баркова, разбив турок, 8 марта взял город Мизитру. Но затем 31 марта был разбит у города Триполицы. Другой же (западный) отряд под командованием майора П. П. Долгорукова овладел Аркадией и направился к Наварину. 29 марта из состава эскадры был выделен отряд капитана 1-го ранга И. А. Борисова – два линейных корабля и греческий фрегат с десантными войсками бригадира И. А. Ганнибала, который подошел к крепости Наварин.

В ходе последующих военных действий русским флотом при поддержке греческих повстанцев была взята крепость Наварин. Наваринская бухта временно стала базой русского флота.

С подходом 15 мая эскадры Д. Эльфинстона, состоявшей из 3 кораблей, 2 фрегатов и 3 других судов, граф Орлов решил перенести военные действия на море.

Спиридов с четырьмя линейными кораблями и фрегатом вышел из Наварина для соединения с эскадрой Эльфинстона. Но Эльфинстон вместо соединения с эскадрой Спиридова отправился на поиски турок. 16 мая, пройдя мыс Анджелло, русские моряки увидели неприятеля у острова Специя. Не обращая внимания на то, что турецкий флот, состоявший из 10 линейных кораблей, 5 фрегатов и 7 мелких судов, был втрое сильнее его эскадры, Эльфинстон бросился на турок. В шестом часу вечера русский отряд догнал турок, и у острова Специя между кораблями завязался бой. Турецкий адмирал Ибрахим Хасан-паша, предполагавший, что перед ним только авангард русского флота, за которым следуют главные силы, под всеми парусами поспешил укрыться под защитой батарей крепости Наполи-ди-Романья.

Утром следующего дня, 17 мая, Эльфинстон атаковал турецкие корабли. От выстрелов «Святослава» на турецком флагмане загорелся бушприт, и он вышел из боевой линии. Эльфинстон сначала попробовал блокировать в этой бухте турецкий флот, но потом раздумал и отошел ввиду подавляющего превосходства турецких сил. В это время Спиридов с основной частью своей эскадры вышел из Наваринской бухты. 22 мая вторая эскадра Эльфинстона объединилась с эскадрой Спиридова. Объединенная русская эскадра вернулись в Наполи-ди-Романья, однако турок уже не застала: командующий турецким флотом Гасан-бей со своим флотом бежал по направлению к Хиосу.

Тем времени к Наварину подошли турецкие войска, пребывание русских в этом порту оказалось под угрозой. 23 мая укрепления крепости были взорваны, а оставшиеся корабли под командой Орлова 27 мая ушли на соединение с флотом.

Объединённый русский флот стал преследовать турок. 15 июня русский флот запасся водой на острове Паросе, где командующие узнали, что турецкий флот покинул Парос за 3 дня до появления русских. Паросцы сообщили, что турки ушли от острова к северу. На общем военном совете было решено идти к острову Хиосу.

23 июня у острова Хиоса дозорные на находящемся в авангарде корабле «Ростислав» обнаружили в проливе между островом и берегом Малой Азии турецкий флот, который насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и до 60 мелких судов. Турки стояли в двух линиях у анатолийского берега. Причем корабли второй линии стояли в промежутках между кораблями первой линии. Такое построение давало возможность туркам ввести в бой артиллерию сразу всех кораблей.

В ночь на 24 июня на корабле «Три Иерарха» состоялся военный совет. На нем был принят план атаки турецкого флота. Отступив от правил линейной тактики, военный совет избрал новый тактический прием: спуститься на противника в кильватерной колонне почти перпендикулярно к его боевой линии и атаковать под парусами с короткой дистанции (50−70 м) авангард и часть центра и нанести сосредоточенный удар по турецкому флагману. 24 июня в 11-м часу утра русский флот, построившись в линию, начал сближаться с неприятелем…

Корабль «Европа» шёл головным, направляясь почти на середину неприятельской линии, перпендикулярно к ней. Следующий в строю «Святой Евстафий» шёл так близко, что его бушприт почти касался кормы «Европы». Когда «Европа» приблизилась к неприятелю на пушечный выстрел, турки открыли огонь. Сблизившись на дистанцию пистолетного выстрела, «Европа» повернулась и открыла огонь всем бортом. Следующие за ней русские корабли поворачивали к северу и давали залпы сдвоенными ядрами по турецким кораблям. Затем они медленно, вплотную друг к другу стали продвигаться вдоль линии турецких кораблей, ведя артиллерийский огонь.

«Святой Евстафий» сосредоточил огонь на флагмане турецкого флота 80-пушечном линейном корабле «Реал-Мустафа», с этим кораблём сблизился и стал забрасывать его брандскугелями.

Справка:

Брандскугель – зажигательный снаряд гладкоствольной артиллерии, представлявший собой пустотелое ядро с отверстиями (скважинами), начиненное зажигательным составом; появился в XVIII веке. Вышел из употребления с появлением нарезной артиллерии.

На «Реал-Мустафа» возник пожар, команда в панике бросилась в море. «Святой Евстафий» к этому моменту уже потерял управление из-за повреждения такелажа, и его относило течением прямо на «Реал-Мустафу». Два корабля столкнулись, бушприт «Реал-Мустафы» оказался между грот и бизань-мачтами «Святого Евстафия». Русские офицеры и матросы по снастям и реям перебежали на неприятельский корабль и вступили в отчаянный абордажный бой с оставшимися на турецком корабле турками. Абордажная схватка закончилась в пользу русских моряков, но пожар на «Реал-Мустафе» потушить не удалось. Пламя перекинулось и на «Святой Евстафий», горящая грот-мачта «Реал-Мустафы» рухнула на палубу «Святого Евстафия», искры и головни попали в открытый люк порохового погреба, и корабль взорвался. «Святой Евстафий» взлетел на воздух, а вслед за ним и «Реал-Мустафа». Из числа русских моряков погибло более 630 человек.

В соответствии с уставом адмирал Спиридов покинул корабль за несколько минут до взрыва.

Стоявшие рядом с флагманом турецкие корабли, спасаясь от пожара и огня русских кораблей, поспешно обрубали якорные канаты, выходили из боя и спешили укрыться в Чесменской бухте. Русский флот стал на якорь при входе в Чесменскую бухту вне неприятельских выстрелов.

25 июня командиры русского флота устроили военный совет. Было решено атаковать турецкий флот в Чесменском заливе и сжечь его. Для этого предполагалось приготовить 4 брандера из второстепенных греческих торговых судов, плывущих с русским флотом.

Справка:

Брандер – судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами, используемое для поджога или подрыва вражеского корабля с целью его уничтожения. Могло управляться экипажем, покидавшим судно в середине пути, либо сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеского флота.

В полночь 26 июня корабль «Европа» первый снялся с якоря у входа в залив и открыл сильный огонь по турецкому флоту и батарее на южном мысу Чесменской бухты. Вслед за «Европой» остальные русские суда эскадры Грейга вступили в бой с неприятелем. В 1:30 стрельба с русских кораблей была прекращена, и брандеры двинулись вглубь бухты.

Когда русские корабли прекратили стрельбу и брандеры пустились в сторону турецкого флота, турки посчитали сначала, что это русские перебежчики собираются сдаваться и тоже не открывали огонь. Эта ошибка турок позволила брандерам вплотную приблизиться к крупным турецким кораблям. Брандер под командованием Дмитрия Ильина действовал наиболее удачно. Ильин подошёл вплотную к большому турецкому линейному кораблю, сцепился с ним и поджёг брандер, после чего на шлюпке покинул его вместе с командой. Турецкий корабль немедленно загорелся, огонь перекинулся и на остальные турецкие суда. Произошел взрыв.

К 4:30 утра почти все турецкие корабли в Чесменском заливе загорелись. Турецкие экипажи охватила паника. Воспользовавшись паникой, русские на гребных судах смогли вывести из Чесменской бухты неповреждённый 66-пушечный турецкий линейный корабль «Родос». К 9 утра весь турецкий флот был уничтожен. Было сожжено 14 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и большое количество мелких судов. Лишь один линейный корабль «Родос» с 5 галерами захвачен в плен; турки потеряли погибшими 10–11 тыс. человек. Русский флот в бою в Чесменской бухте потерь в кораблях не имел; погибло 11 человек.

После победы при Чесме адмирал Г. А. Спиридонов докладывал в Петербург: «Слава Богу и честь Российскому флоту! С 25 на 26 июня неприятельский флот атаковали, разломали, сожгли и на небо пустили».

Для участников сражения императрица Екатерина II учредила специальную серебряную медаль с изображением горящего турецкого флота и словом «Был» над ним.

Чесменский бой имел важное военно-политическое значение. Турция, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в районе Греческого архипелага, в свою очередь русские десанты на его побережье вынудили турок сосредоточить свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей. В результате этого были отвлечены значительные силы османской армии от главного, Дунайского, театра военных действий.

Русский флот в 1771–1773 гг. захватил более 360 торговых судов противника. Блокада Дарданелл нарушила морские сообщения Турции в Средиземном море.

Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение явилось свидетельством дальнейшего роста морского могущества России.

Подготовил И. А. Лындин

Прочие новости
Заказ экскурсии