29 мая в России отмечается День военного автомобилиста.
В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была создана первая учебная военная автомобильная рота. Её выпускники должны были служить в автомобильных ротах, которые создавали в железнодорожных батальонах Европейской России и Кавказа.
Каждая рота должна была комплектоваться 12 автомобилями, а всего при железнодорожных батальонах предполагалось содержать 108 машин, «из коих 54 штабного типа и 54 грузовых».
В Учебной автомобильной роте оказались энергичные и умелые люди, офицеры-энтузиасты, набранные, в основном, из числа 1-й Железнодорожной бригады, относившиеся к автоделу с редкой любовью.
Учебная автомобильная рота стала не только местом подготовки кадров: офицеров и унтер-офицеров для авторот, но и первым испытательным, исследовательским и учебным автомобильным центром в России.
Но следует отметить, что впервые автомобильная техника в Русской императорской армии была применена в 1877 году, в ходе очередной русско-турецкой войны. XIX век порой называют веком пара, и первые армейские автомобили были с паровым двигателем. Именовали их дорожными локомотивами или локомобилями. Применение паровых тягачей позволило несколько увеличить объёмы снабжения русской армии, а также ускорить перемещение тяжёлых артиллерийских орудий. Однако в начале XX века локомобили проиграли автомобилям с двигателями внутреннего сгорания. Последние были легче и мобильнее, имели лучшую проходимость.
Впервые такие автомобили в русской армии были опробованы в 1897 году во время Белостокских манёвров.
В конце XIX века была опубликована книга А. Танненбаума «О применении автомобилей», а также ряд статей о военном использованием автомобилей.
В 1902 году русской общественности была представлена книга поручика М. А. Накашидзе, будущего создателя отечественных бронеавтомобилей, «Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России». В этих книгах и других статьях рассматривались варианты применения автомобилей в армии: для транспортных целей, штабной службы, разведки, связи, а также как база для боевых машин.
Но на теории не останавливались. В ходе манёвров 1902 года были испытаны как локомобили, так и автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Лучший результат показал 2-тонный автомобиль «Лесснер» конструкции Б. Луцкого.
В 1906 году в русской армии появились первые автомобильные команды. А в 1910 году, как уже упоминалось, – первые автороты.
Согласно информации, приведённой Л. Д. Гоголевым в книге «Автомобили-солдаты», к началу Первой мировой войны в пяти имеющихся авторотах насчитывалось 171 3-тонный и 127 1,5-тонный автомобилей. В гарнизонах крепостей находилось 48 4-тонных грузовиков. Кроме того, имелось 55 учебных автомобилей грузоподъёмностью 1,5 и 3 тонны. Всего же, с учётом машин, обслуживающих управление Военного министерства и штабы, армия имела 711 автомобилей: 418 грузовых, 259 легковых и 34 специальных.
К началу 1917 года в армии, включая и тыловые гарнизоны насчитывалось, 40 авторот, несколько отдельных автомобильных команд особого назначения, а также автомобили имелись в составе 18 автобронедивизионов, шести зенитных автомобильных батарей и около полусотни автопулемётных взводов.
Значительная часть этой техники досталась в наследство Красной Армии.
К 1941 году Красная Армия хорошо обеспечена автомобильной техникой.
В годы Великой Отечественной войны объёмы грузоперевозок, осуществлённых военными автомобилистами, превысили уровень в 100 миллионов тонн. Автомашины использовались для буксировки артиллерийских орудий, снабженческих и санитарных перевозок, передвижения реактивных установок, личного состава войск всех без исключения фронтов. Настоящий подвиг совершили автомобилисты, осуществлявшие ежедневные маршруты по Дороге жизни, которая проходила зимой по льду Ладожского озера и обеспечивала снабжение блокадного Ленинграда.
За мужество, героизм и профессиональное выполнение поставленных задач в годы Великой Отечественной войны орденами были награждены 77 автомобильных соединений, 15 получили почётные наименования. 14 военных автомобилистов получили звание Героя Советского Союза.
А первым Героем Советского Союза из числа военных автомобилистов стал шофёр 7-го отдельного понтонно-мостового батальона, 7-й армии Северо-Западного фронта красноармеец Владимир Кузьмич Артюх.
Произошло это в ходе советско-финляндской войны 1939–1940 гг. Красноармеец Владимир Артюх, получив приказ доставить полупонтон для переправы через реку Тайпален-Йоки (Бурная), возглавил колонну машин. Несмотря на артиллерийский и пулемётный обстрел, храбрый водитель по разбитой дороге доставил полупонтон к берегу.
За ним следом прибыли и другие машины с полупонтонами. Тем самым было ускорено оборудование переправы через реку.
В июне 1941 года Артюх вновь встал в армейский строй и, как говорится, воевал от звонка до звонка.
Это о нём и его боевых товарищах поэты Борис Ласкин и Наум Лабковский, композитор Борис Мокроусов сочинили песню:
Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и чёрный дым
Мы вели машины,
Объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая!
Помирать нам рановато —
Есть у нас ещё дома дела!
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, нелёгок и нескор.
Шли мы дни и ночи,
Было трудно очень,
Но баранку не бросал шофёр.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая!
Помирать нам рановато —
Есть у нас ещё дома дела!
Может быть, отдельным штатским людям
Эта песня малость невдомёк.
Мы ж не позабудем,
Где мы жить ни будем,
Фронтовых, изъезженных дорог.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбёжка любая!
Помирать нам рановато —
Есть у нас ещё дома дела!
Эта песня стала своеобразным гимном военных автомобилистов и нашего времени.
Афганистан, Чернобыли, Северный Кавказ, другие «горячие точки» – всюду, где приходится выполнять свои задачи нашим военнослужащим, в их рядах всегда находятся военные автомобилисты.
24 апреля 2020 года Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что в текущем году в подразделения Сухопутных войск поступят более 30 бронеавтомобилей «Тайфун 4х4».
Этот автомобиль предназначен для решения задач всестороннего обеспечения общевойсковых и специальных подразделений, для перевозки личного состава и воинских грузов. Он обладает высокими показателями эффективности управления, скорости движения, проходимости и маневренности по дорогам общего пользования и пересеченной местности. Кроме того «Тайфун 4х4» способен без предварительной подготовки форсировать броды глубиной до 1,50 метра и подниматься по склонам с углом до 30 градусов. Дизельные двигатели мощностью 350 и 450 л.с. позволяют автомобилю развивать на шоссе скорость не менее 100 км/ч и проходить без дозаправки до 1000 км.
А также бронеавтомобиль обеспечивает высокую противоминную и баллистическую защиту. Специальные сиденья и другие конструктивные особенности уменьшают негативные воздействия на экипаж и десант при подрыве взрывных устройств по всей площади нижней части корпуса машины.
Впечатляет. Особенно по сравнению с грузовиком «Лесснером» 1902 года конструкции Б. Луцкого. Тот имел двигатель всего в 12 л.с., брал подъёмы до 15 градусов и на хорошей дороге развивал скорость 45 км/час.
За сто с лишним лет техника шагнула далеко вперёд. Одно остаётся неизменным –мастерство наших автомобилистов, их высокий боевой дух.
Подготовил И. А. Лындин
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |