Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Подвиг уральцев

Подвиг уральцев

27 июля 2012 года губернатор Свердловской области Е. В. Куйвашев издал Указ, где первым пунктом записано: «Установить знаменательную дату Свердловской области «День народного подвига» по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса в годы Великой Отечественной войны» и отмечать её ежегодно 11 марта».

Истоки этого праздника восходят к 1943 году, когда в номере газеты «Уральский рабочий» от 16 января была опубликована заметка под названием «Танковый корпус сверх плана». Так вся сражающаяся страна узнала об обязательстве коллективов танкостроительных заводов Урала изготовить в первом квартале 1943 года сверх и без того напряжённых заданий Государственного Комитета Обороны столько танков и самоходных артиллеристских установок, сколько потребуется на корпус, одновременно обучить из своих же рабочих-добровольцев вождению боевых машин. В цехах заводов появился лозунг: «Сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведём их в бой!».

26 февраля 1943 года, командующий Уральским военным округом (УрВО) генерал-майор А. В. Катков издал директиву о формировании танкового корпуса.

Соединения и части корпуса формировались в Свердловске, Молотове, Челябинске, Нижнем Тагиле, Алапаевске, Дегтярске, Троицке, Миассе, Златоусте, Кусе и Кыштыме.

На территории Свердловской области формировались: в г. Свердловске – штаб корпуса, 197-я танковая бригада, 88-й отдельный разведывательный мотоциклетный батальон, 565-й медико-санитарный взвод; в г. Нижнем Тагиле – 1621-й самоходно-артиллерийский полк, 248-й дивизион реактивных миномётов («катюш»); в г. Алапаевске – 390-й батальон связи. Город Дегтярск стал местом формирования 30-й мотострелковый бригады (управление бригады, 1-й мотоциклетный батальон, разведывательная рота, рота управления, миномётный взвод, медико-санитарный взвод).

На территории Молотовской области формировались: в г. Молотове (ныне г. Пермь) – 299-й миномётный полк, 3-й батальон 30-й мотострелковой бригады, 267-я ремонтная база; в г. Кунгуре – 243-я танковая бригада.

На территории Челябинской области формировались: в г. Челябинске – 244-я танковая бригада, 266-я ремонтная база, инженерно-миномётная рота и рота автотранспорта 30-й мотострелковой бригады; в г. Златоусте – 2-й батальон 30-й мотострелковой бригады; в г. Кыштыме – 36-я рота подвоза ГСМ, рота противотанковых ружей и рота технического обеспечения 30-й мотострелковой бригады. Местом формирования 743-го сапёрного батальона стал г. Троицк, а 64-го отдельного бронеавтобатальона – г. Миасс.

Одновременно по всему Уралу продолжался добровольный сбор средств в фонд создания корпуса, было собрано свыше 70 млн. рублей. На эти деньги у государства были выкуплены боевая техника, вооружение и обмундирование.

Добровольно было подано 110 тысяч заявлений, что в 12 раз больше, чем требовалось для укомплектования корпуса, из них было отобрано 9 660 человек. Среди добровольцев было много квалифицированных рабочих, специалистов, активных коммунистов и комсомольцев. Всех отпустить на фронт было невозможно, так как это нанесло бы ущерб выполнению заказов фронта. Специальные комиссии отбирали достойных кандидатов с условием, что коллектив заменит уходящих на фронт. Отобранные кандидатуры в возрасте до 40 лет рассматривались и утверждались на рабочих собраниях. Партийная прослойка составила 50 % от общего числа всех бойцов и командиров танковых бригад. Отбор в Уральский добровольческий танковый корпус проводился очень строго. Так, например, на Уралмаше из 2 250 пожелавших пойти в танковый корпус взяли только 200 добровольцев, в Нижнем Тагиле из 10 500 человек, подавших заявления, отобрали 544, в Верхней Салде из 437 человек - 38.

Уникальный подарок танкистам сделали златоустовские мастера-оружейники: для каждого добровольца на Инструментальном комбинате г. Златоуста был изготовлен стальной нож, получивший неофициальное название «чёрный нож». За эти ножи УДТК у противника получил наименование «Schwarzmesser Panzer-Division» (нем. – «танковая дивизия чёрных ножей»).

Справка:

Основа легендарного «чёрного ножа» – классический нож НР-40 – нож разведчика образца 1940-го года. Клинок ножа стальной, из златоустовской углеродистой легированной стали 50Х15МФ. Рукоять ножа деревянная, цельная, круглая, чёрного цвета, с традиционным для финских ножей утолщением рукояти от нижней оковки к её верхней части. Гарда плоская, металлическая. Ножны деревянные, покрытые лаком чёрного цвета. Прибор ножен металлический, состоит из устья и наконечника, также окрашенных в чёрный цвет, что и было отличием ножей добровольцев.

Оригинал этой серии ножей был изготовлен «Златоустовским инструментальным комбинатом» в 1943-м году. Бригадами комсомольцев эта серия была изготовлена добровольно, без всякой оплаты своего труда – под лозунгом «Все для Победы!» Клеймо на клинке «ЗиК» означает «Златоустовский инструментальный Комбинат». Позднее нож делали ещё на двух заводах Златоуста. Под клеймом располагался год изготовления: 1943 – у ножей для добровольческого танкового корпуса.

Такой нож и получил в качестве подарка каждый боец и командир Уральского добровольческого танкового корпуса. В спецификации нож был обозначен как НА-40/43 (нож армейский), а не НР-40. На эту особенность в экипировке уральцев сразу обратила внимание немецкая разведка, что подчёркивалась в донесениях. Склонное к мистике руководство СС усмотрело в этом особый знак, расценивая изделие златоустовских оружейников как колдовской дар, дающий обладателю ножа силу и победу.

Всего было выпущено 3356 таких ножей. Украшенные дополнительно ножи были подарены Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину и Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.

«Чёрный нож» стал символом Уральского добровольческого танкового корпуса. Сами добровольцы написали о нём песню, где были такие строки:

Шепчут в страхе друг другу фашисты,

Притаясь в темноте блиндажей,

- Появились с Урала танкисты –

«Дивизия чёрных ножей»!

Беззаветных бойцов отряды

Их отвагу ничем не убьёшь,

Ой, не любят фашистские гады

Наш уральский стальной чёрный нож!

Приказом Народного комиссара обороны от 11 марта 1943 года корпусу было присвоено наименование — 30-й Уральский добровольческий танковый корпус. С тех пор 11 марта считается днём рождения УДТК. 18 марта 1943 года командовать корпусом был назначен генерал-лейтенант танковых войск Г. С. Родин, начальником штаба – Б. Ф. Еремеев, начальником политотдела – полковник С. М. Куранов.

Эшелоны с личным составом и боевой техникой 10 июня 1943 года прибыли в Подмосковье. Здесь в корпус был включён 359-й зенитно-артиллерийский полк, другие части и подразделения.

На 17 июля 1943 года материальная часть корпуса составляла:

танков Т-34 – 202, Т-70 – 7;

бронемашин БА-64 – 68;

самоходных 122-мм орудий – 16;

орудий 85-мм – 12;

установок М-13 – 8;

орудий 76-мм – 24;

орудий 45-мм – 32;

орудий 37-мм – 16;

миномётов 120-мм – 42;

миномётов 82-мм – 52.

30-й Уральский добровольческий танковый корпуса вошёл в состав 4-й танковой армии, которой командовал В. М. Баданов.

Боевое крещение корпус получил летом 1943 года в сражениях на Орловско-Курской дуге.

С первых же боёв уральские добровольцы показали врагу свою силу и волю к победе.

Ветеран корпуса военный журналист С. Г. Александров в своих воспоминаниях писал:

«24 июля 1943 года части и соединения 30-го Уральского добровольческого танкового корпуса начали марш в выжидательный район. В этот день вечером уральцы-добровольцы услышали по радио приказ Верховного Главнокомандующего товарища Сталина об окончательной ликвидации июльского немецкого наступления из района южнее Орла и севернее Белгорода в сторону Курска. Утром 25 июля на марше в подразделения была доставлена корпусная газета «Доброволец» с этим приказом. Всех воодушевляла замечательная победа Красной Армии... Немецкий план летнего наступления полностью провалился. Разоблачена была легенда о том, что немцы летом в наступлении всегда одерживают успехи, а советские войска вынуждены будто бы всегда отступать.

В планах немецкого командования Орловский плацдарм играл главенствующую роль. Опираясь на него, немцы рассчитывали прорвать нашу оборону на Курской дуге и пойти в новый поход на Москву. На Орловском плацдарме было сосредоточено 17 танковых, 2 моторизированных и 11 пехотных дивизий. Когда немецкий план летнего наступления провалился, гитлеровское командование поставило целью отсидеться за оборонительными сооружениями и рубежами Орловского плацдарма, которые строились в течение двух лет. Немецкое командование, отчаянно цепляясь за «Орловскую крепость», отдавало приказ за приказом своим войскам не отступать ни на шаг, сражаться до последнего солдата. И когда 4-я танковая армия и в составе её 30-й Уральский добровольческий танковый корпус перешли в наступление, нанося глубокий фланговый удар и создавая угрозу полного окружения всей орловской группировки немецких войск, сюда были спешно переброшены с других участков фронта танковая дивизия СС «Великая Германия», 9-я, 18-я, 20-я танковые, 10-я и 25-я моторизированные и 253-я пехотная дивизии.

Советским войскам предстояло преодолеть оборонительную полосу, эшелонированную в глубину на 25–30 км. Немцы создали систему опорных пунктов и узлов сопротивления в сёлах и деревнях на господствующих высотах и по берегам рек. Подступы к ним были густо минированы и защищены противотанковыми рвами, эскарпами, проволочными заграждениями и другими инженерными сооружениями. В воздухе непрерывно «висели» десятки немецких самолётов, стремившихся бомбить и обстреливать боевые порядки наших частей. Да и сама местность, открытая для воздушного наблюдения, простреливаемая с высот всеми видами оружия, пересечённая большим количеством глубоких и обрывистых оврагов и рек, из которых: Орс, Нугрь, Маховица без инженерных сооружений были непроходимы для танков, представляла собой сильную противотанковую защиту немецких войск.

Таков был «Орловский плацдарм» немцев – поле первого сражения уральских добровольцев…

Перед боевым крещением добровольцы ещё острее ощущали могучую поддержку матери-Родины, любовь и ласку родного Урала. Было получено сообщение о том, что Свердловский обком ВКП (б) принял постановление о помощи семьям бойцов и командиров уральского добровольческого корпуса.

3,5 миллионов рублей из средств, собранных трудящимися области на формирование корпуса, перечислялись на стипендии до конца войны и материальную помощь детям добровольцев, обучающихся в школах и техникумах. 500000 рублей выделялось детским садам и площадкам для детей добровольцев. 2 миллиона рублей перечислялось на лечебную и курортно-санаторную помощь больным членам семей добровольцев и добровольцам, возвратившимся с фронта по болезни или ранению. Были разработаны мероприятия по обеспечению нуждающихся семей добровольцев топливом, продуктами, тёплой одеждой и обувью.

Провожая добровольцев, уральцы говорили им: «Будьте спокойны за свои семьи, мы позаботимся о них». Земляки крепко держали своё слово! Добровольцы, идя в бой, видели какую огромную заботу об их детях, жёнах и престарелых родителях проявляет родной Урал».

27 июля 1943 года уральские добровольцы приняли свой первый бой.

Несмотря на отсутствие опыта ведения боевых действий они сломили ожесточённое сопротивление врага.

Как вспоминал Александров, «в полосе наступления корпуса по фронту 4–5 километров немцы сосредоточили до 100 орудий разного калибра, до 54 тяжёлых и средних миномётов, 3 батареи шестиствольных реактивных миномётов, до 20 самоходных орудий и около 75 танков. На переднем крае оборонялось до 5000 немцев. И всё это на очень выгодном рубеже, за многочисленными инженерными сооружениями. Добровольцам не хватало ещё боевого опыта, но они смело, бесстрашно шли вперёд, действовали дерзко и самоотверженно. Победа осталась за нами. Противник потерял в бою на Орсе только убитыми 1800 солдат и офицеров. Огнём нашей артиллерии и танков было сожжено 6 немецких танков, уничтожено 7 артиллерийских и 5 миномётных батарей, два самоходных орудия, сбито два самолёта противника и захвачены значительные трофеи.

Однако это была лишь первая линия обороны противника. У села Воскресенский на реке Нугрь завязался новый, столь же напряжённый ожесточённый бой».

С 27 июля по 17 августа 1943 года в ходе Орловской операции воины корпуса уничтожили 7 033 солдат и офицеров врага, 50 танков, 133 орудия, 132 миномёта, захватили 40 орудий, 41 пулемёт, 346 винтовок. Было освобождено из фашистской неволи свыше 15 тысяч советских людей.

В сентябре 1943 года части корпуса участвовали в боях по освобождению ряда населённых пунктов Брянской области.

23 сентября вместе с другими частями 30-я мотострелковая бригада штурмом овладела городом Унеча. В ознаменование этой победы бригаде было присвоено почётное наименование – Унечская. Она стала первым соединением корпуса и 4-й танковой армии, удостоенным такой чести.

По ходатайству Военного совета 4-й танковой армии в октябре 1943 года 30-й Уральский добровольческий танковый корпус был преобразован в гвардейский и стал именоваться – 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус.

За мужество и героизм, проявленные в Курском сражении 1579 солдат, сержантов и офицеров корпуса были награждены орденами и медалями Советского Союза.

А 18 ноября 1943 года частям и соединениям корпуса в торжественной обстановке были вручены гвардейские знамёна.

Боевой путь уральских добровольцев-танкистов протянулся на 5 тысяч 500 км (из них более 2 тысяч км – с боями), через Шахово, Брянские леса, Унечу, Волочиск, Каменец-Подольский, Львов, Вислу и Одер на Берлин и Прагу.

За два года участия в Великой Отечественной войне Уральский добровольческий танковый корпус освободил от гитлеровских захватчиков сотни городов и тысячи населённых пунктов, десятки тысяч людей вызволил из гитлеровского рабства.

Уральские танкисты нанесли огромный урон врагу в живой силе и технике. Было захвачено и уничтожено 1 тысяча 110 танков и самоходных установок, 1 тысяча 100 орудий разных калибров, 589 миномётов, 2 тысячи 125 пулемётов, 2 тысячи 100 бронемашин и бронетранспортёров, 649 самолётов, 2 тысячи 684 винтовки и автомата, 68 зенитных установок, 7 тысяч 711 фаустпатронов и противотанковых ружей, 503 трактора-тягача, 15 тысяч 211 автомашин, 1 тысяча 747 мотоциклов, 24 радиостанции, 293 склада с боеприпасами, продовольствием и снаряжением, 3 бронепоезда, 166 паровозов, 33 эшелона с военным имуществом.

Уничтожено 94 тысячи 620 солдат и офицеров противника. 44 тысячи 752 гитлеровца взято в плен.

60 воинов корпуса имеют на своём боевом счету по 10 и более уничтоженных вражеских танков, самоходных орудий и бронетранспортёров. В 61-й гвардейской Свердловско-Львовской танковой бригаде 32 таких мастера боя уничтожили 534 бронеединицы противника, в 62-й гвардейской Молотовско-Келецкой танковой бригаде 14 человек уничтожили 196 бронеединиц, в 63-й Челябинско-Петроковской танковой бригаде на счету у 14-ти воинов 161 уничтоженная бронеединица противника.

Выдающимися мастерами танкового боя показали себя 12 гвардейцев корпуса, уничтожившие до 20 и более вражеских боевых машин. На боевом счету у гвардии лейтенанта М. Кученкова 32 фашистские бронеединицы, у гвардии капитана Н. Дьяченко – 31, у гвардии старшины Н. Новицкого – 29, у гвардии младшего лейтенанта М. Разумовского – 25, у гвардии лейтенанта Д. Манешина – 24, у гвардии капитана В. Маркова и гвардии старшего сержанта В. Куприянова – по 23, у гвардии старшины С. Шопова и гвардии лейтенанта Н. Булицкого – по 21, у гвардии старшины М. Пименова, гвардии лейтенанта В. Мочёного и гвардии сержанта В. Ткаченко – по 20 бронеединиц.

Всего эти 60 танкистов корпуса подбили, сожгли 379 танков, 225 самоходных орудий, 296 бронетранспортёров – а это материальная часть целой танковой армии!

За отличные боевые действия, героизм, мужество и отвагу уральских добровольцев Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин 27 раз объявлял корпусу и его частям благодарности. Корпус награждён орденами: Красного Знамени, Суворова и Кутузова.

Воинам корпуса вручено 42 тысячи 368 орденов и медалей, 27 солдат и сержантов стали полными кавалерами орденов Славы, 38 добровольцам присвоено звание Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны корпус, находившийся на территории Германии в составе группы советских войск (ГСВГ) переформировали в дивизию, которая в 1994 г. была передислоцирована в Воронежскую область, в г. Богучар.

1 декабря 2009 года 10-я гвардейская Уральско-Львовская ордена Октябрьской революции Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова добровольческая танковая дивизия имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского была преобразована в 262-ю Уральско-Львовскую ордена Октябрьской Революции, Краснознамённую, орденов Суворова и Кутузова базу хранения и ремонта военной техники имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского (1-я ОТБр).

В 2015 году соединение было восстановлено как 10-я гвардейская танковая Уральско-Львовская ордена Октябрьской Революции, Краснознамённая, орденов Суворова и Кутузова добровольческая дивизия имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского в составе 20-й гвардейской общевойсковой Краснознамённой армии, ставшей правопреемницей 4-й гвардейской танковой армии Вооружённых Сил СССР.

Подготовил И. А. Лындин

Прочие новости
Заказ экскурсии