Существует мнение, что одним из факторов, позволивших одержать Победу в Великой Отечественной войне, являлось обмундирование военнослужащих Красной Армии, в частности, полевая форма образца 1935 и 1943 годов. Из воспоминаний ветеранов можно сделать вывод о том, что солдаты Красной Армии были отлично экипированы в любое время года по сравнению со своими противниками – армией нацистской Германии и армиями её союзников.
Знаковым для истории отечественной военной формы является Приказ Народного Комиссара Обороны СССР Иосифа Виссарионовича Сталина от 15 января 1943 года (№ 25) «О введении новых знаков различия и об изменениях в форме Красной Армии». Именно в этой форме военнослужащие Красной Армии завершили Великую Отечественную войну. Все перемены в обмундировании вызывались стремлением улучшить его качество и заменить предметы обмундирования, оказавшиеся непрактичными или не соответствующими новым условиям военной службы, связанной с овладением новейшей сложной техникой. Униформа красноармейца образца 1943 года была качественной и практичной. В настоящее время, существует мнение, что, несмотря на то, что советская зимняя форма была значительно тяжелее и проще в изготовлении, чем немецкая зимняя униформа, она считалась более пригодной для военных действий в зимнее время.
В разделе экспозиции «Великая Отечественная война» Музея Воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» представлены экспонаты, отражающие период 1943–1945 годов, в том числе и образцы снаряжения. В наших исторических справках в трёх частях будут рассмотрены некоторые образцы полевой формы военнослужащих Красной Армии: пилотка образца 1935 года, летняя гимнастёрка образца 1943 года, шинели для рядового состава образца 1943 года, летние шаровары, обмотки, хромовые сапоги и ботинки.
Пилотка образца 1935 года
В Русской Императорской Армии головной убор типа пилотки, называвшийся тогда мягкой складной шапкой, впервые был введён в 1913 году в авиационных и воздухоплавательных частях. Чуть позже её стали называть «полётка», но это название не прижилось, быстро превратившись в привычную «пилотку». В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) пилотка официально была введена 16 января 1919 года как головной убор курсантов военных курсов.
3 декабря 1935 года в РККА были введены два вида пилоток: для командиров – цвета хаки (в автобронетанковых войсках – стального, в ВВС – синего цвета) с кантами по роду войск и суконной звездой, на которую спереди крепилась красноармейская звездочка, и для рядового состава – цвета хаки, без кантов и суконной звезды.
18 января 1941 года вышло постановление Центрального Комитета Всероссийской Коммунистической Партии большевиков (ЦК ВКП (б)) и Совета народных комиссаров (СНК) СССР № 129-55сс «Об изменениях в форме одежды и нормах снабжения вещевым имуществом личного состава Красной Армии и применении заменителей для людского и конского снаряжения», подписанное 18 января 1941 года. Народный комиссариат обороны 1 февраля 1941 года объявил этот документ своим совершенно секретным приказом № 005 с двумя приложениями, включавшими типовой перечень предметов вещевого имущества и нормы его отпуска. Согласно новым правилам пилотки для всех родов войск устанавливались цвета хаки, на пилотках командно-начальствующего состава отменялись цветные канты и суконные звёзды. Суконная пилотка отныне становилась предметом летнего парадно-выходного обмундирования для курсантов, младшего командно-начальствующего и рядового состава. Летом двум последним категориям, как и прежде, для работы в поле полагались хлопчатобумажные пилотки.
С началом Великой Отечественной войны хлопчатобумажные пилотки практически не претерпели изменений. Материалом для них служила шароварная ткань цвета хаки. 7 октября 1942 года было разрешено шить пилотки с упрощённой подкладкой.
1 января 1943 года был подписан приказ Народного комиссара обороны (НКО) СССР № 25, согласно которому суконная пилотка цвета хаки стала принадлежностью полевой формы командно-начальствующего состава. Курсантам, младшему командно-начальствующему и рядовому составу в полевой и повседневной форме одежды полагалась исключительно хлопчатобумажная пилотка.
Пилотка, представленная в экспозиции, изготовлена из сукна (промышленное производство 1930–1940-х годов). К пилотке прикреплена эмалированная звезда образца 1939 года (диаметр – 24 мм, штамповка, металл).
Подготовил Мамакин А. С.
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |