Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Сила – в единстве

Сила  – в единстве

4 ноября в России отмечается День народного единства, который установлен в честь освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

Период с 1598 по 1613 год в истории России называют Смутным временем. В течение полтора десятка лет россиянам пришлось пережить ряд стихийный бедствий и, как следствие недород и голод; гражданскую войну, русско-польские и русско-шведские войны, тяжелейшие государственно-политические и социально-экономические кризисы.

Одним из ключевых событий того времени стало взятие Вторым народным ополчением под руководством земского старосты Кузьмы (Козьмы) Захарьевича Минина и князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Справка:

На волне сопротивления польской интервенции весной 1611 года ополчения русских городов слились воедино под Москвой и впоследствии получили название «Первое ополчение». Но между разными региональными ополчениями и отрядами отсутствовало единство. Земские войска расположились в нескольких, враждебно настроенных по отношению друг к другу лагерях. После занятия в начале апреля 1611 года Белого города (район Москвы, обнесённый каменной стеной – первой оборонительной линией города) в ополчении был создан общий «Совет всей земли», который возглавили думный дворянин П. П. Ляпунов, казачий атаман И. М. Заруцкий и князь Д. Т. Трубецкой. Но разногласия внутри руководства ополчения по ряду вопросов (в том числе не было единых мнений о будущем государственном устройстве, о возможных претендентах на русский престол) привели в середине 1611 года к фактическому прекращению деятельности ополчения. Осенью 1612 года остатки Первого ополчения во главе с князем Трубецким, державшие в осаде в московском Китай-городе и Кремле польских захватчиков, присоединились ко Второму ополчению.

К концу 1611 года гражданская война и иностранная интервенция поставили наше государство на грань национальной катастрофы. Его столица, Москва, в течение двух лет находилась в руках иноземных захватчиков. Польша и Швеция отторгли значительные территории на западе и северо-западе страны. Русские города и сёла подверглись страшному разорению и опустошению. Повсюду рыскали шайки разбойников.

Казалось, что стране этого не пережить. Но смертельная опасность заставила граждан забыть личные беды, подняться на защиту Отчизны. Преодоление Смуты высветило лучшие черты русских людей – стойкость, мужество, беззаветную преданность родной земле, готовность ради неё пожертвовать многим, в том числе и собственной жизнью.

Истинные патриоты предприняли очередную попытку консолидации своих сил. В стенах Свято-Троицкого монастыря, сочинялись воззвания к народу. Одна из таких грамот в октябре 1611 года пришла в Нижний Новгород, бывший в то время одним из оплотов русской государственности. Грамоту зачитали на соборной площади. Затем собралась народная сходка, на которой земский староста Кузьма Минин, по прозванью Сухорук, призвал земляков собрать средства для формирования ополчения для борьбы с врагами.

Это ополчение, получившее название второго, поставило своей целью освобождение Москвы и всей Русской земли. Основу ополчения составили нижегородские, смоленские, дорогобужские и вяземские отряды. Во главе новых полков Минин уговорил встать князя Дмитрия Пожарского, известного своими ратными подвигами патриотично настроенного военачальника.

В июле 1612 года до Ярославля, где заканчивало формироваться ополчение, дошли слухи о том, что польский король Сигизмунд снаряжает для отправки в Москву 12-тысячное войско под командой опытного военачальника гетмана Яна Кароля Ходкевича. Польский король передал ему в подкрепление несколько отрядов пехотинцев, которые участвовали в осаде Смоленска. Ходкевич через своих лазутчиков поддерживал связь с осаждёнными в Москве поляками. В решающий момент те должны были нанести удар русским войскам с тыла. Пожарский не мог допустить, чтобы поляки соединились, и поэтому он отправил к Москве налегке отряд стольника князя В. Тургенева, который должен был встать в Москве у Чертольских ворот. Основные силы Пожарский приказал расположить у Арбатских ворот. Тем самым войску Ходкевича полностью перекрывался путь в Китай-город и Кремль.

После ожесточённых двухдневных боёв, Ходкевич, был вынужден отойти от Москвы.

Освободившись от вражеского войска, ополченцы обступили Китай-город и Кремль, выкопали глубокий ров, заплели плетень в две стены и между стенами его насыпали земли. В тех местах построили деревянные высокие туры и на них поставили орудия, из которых палили в город. «Всякие многие беды перетерпим, – говорили они, – а, не отнявши у врагов Москвы, не отойдём».

Вместе с поляками в Кремле укрылись и изменники бояре со своими семьями. Зная, что осаждённые поляки терпят страшный голод, Пожарский в конце сентября 1612 года направил им письмо, в котором предлагал польскому рыцарству сдаться. «Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, – писал он, – я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей». На что от польских полковников последовал высокомерный и хвастливый ответ с отказом на предложение Пожарского.

22 октября (1 ноября) 1612 года Китай-город был взят приступом русскими войсками, но оставались ещё поляки, засевшие в Кремле.

Справка:

В виду того, что законодатель в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» к дате по старому стилю вместо 10 дней (разница между XVII и XX веками) добавил 13 дней, произошло расхождение в указании дат: взятие Китай-города – вместо 1 ноября перешло на 4 ноября. В реальности 4 ноября по новому стилю произошло освобождение Кремля. Что касается празднования дня иконы Казанской Богоматери, то список (копия) этой иконы был у князя Дмитрия Пожарского во время боёв по освобождению Москвы, перед ней он и его ополченцы молились перед штурмом Китай-города. Моление это было не случайным: эту икону почитают не только как чудотворную, и как Одигитрию (в переводе с греческого – «Путеводительница»). Считается, что она указывает русским воинам путь к победе и защищает их от неприятеля.

В память освобождения Москвы от поляков было установлено празднование иконы Казанской Божией Матери 4 ноября (по новому стилю), сначала в Москве, а после 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича, праздник был распространён на всю Русь.

Пожарский предлагал осаждённым свободный выход со знамёнами и оружием, но без награбленных сокровищ. Выпустив из Кремля бояр и их семьи, осаждённые некоторое время ещё пытались сопротивляться, но 26 октября (4 ноября) 1612 года сдались и покинули Кремль.

Освобождение Москвы – столицы Русского государства, создало условия для восстановления государственной власти в стране и развёртывания массового освободительного движения против интервентов.

В ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова, кандидатура которого устраивала разные слои русского общества. В конце 1618 года было подписано Деулинское перемирие, завершившее войну с Польшей.

Автор: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник 

Прочие новости
Заказ экскурсии