Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Сражение при Тарутино 18 (6) октября 1812 года

Сражение при Тарутино 18 (6) октября 1812 года

18 октября 2017 года исполняется 205 лет Тарутинскому сражению – одной из побед русской армии над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года. Тарутино является первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года, одержанной в наступательном сражении.

После оставления Москвы русская армия под командованием генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова к началу октября расположилась в укреплённом лагере близ села Тарутино за рекой Нарой. Там русская армия получила отдых, возможность пополнить свои ряды и материальную часть (выданы были даже полушубки для предстоящей зимней кампании). К началу октября силы армии возросли до 79 тысяч регулярных войск. Вместе с казаками и ополчением силы русских войск составили около 90 тысяч человек (у Наполеона в Москве было 110 тысяч человек) и 622 орудия.

Для наблюдения за русскими войсками авангард «Великой армии» под командованием неаполитанского короля Иоахима Мюрата с 24 сентября расположился недалеко от Тарутино на реке Чернишне (приток Нары) в 90 км от Москвы. Группировка состояла из следующих частей: 5-й корпус генерала Юзефа Понятовского, две пехотных и две кавалерийских дивизии, все четыре кавалерийских корпуса Наполеона, имевших небольшой численный состав вследствие потерь, понесённых в Бородинском сражении. По данным французского военного писателя и участника похода в Россию Жоржа де Шамбре, который основывался на армейских ведомостях Великой армии, общая численность группировки на 20 сентября насчитывала 26540 человек. Сам Ж. де Шамбре, учитывая потери за предшествующий месяц, оценил силы авангарда к 18 октября в 20 тысяч. На французском форуме «Ordres de Batailles», посвящённом сражению при Тарутино (Винково) опубликованы данные о наличии у короля Мюрата 44 батальонов по 13235 пехотинцев, 132 эскадронов по 11839 кавалеристов и 187 орудий (по данным русской историографии - 197).

По приказу Мюрата дивизия генерала Мишеля Мари Клапареда заняла Винково, справа и слева от этой деревни расположились две кавалерийских дивизии, корпус Понятовского расположился в 1,5 километрах от Винково, а кавалерийский корпус генерала Ораса Франсуа Бастьена Себастьяни частью под командованием генерала Пьера Сезара Дери занял Тетеринку. На Чернишне была развёрнута линия постов. Также в подчинении Мюрата находились кавалерийский корпус генерала Антуана Луи Декре де Сен-Жермена, пехотная дивизия генерала Франсуа-Мари Дюфура и кавалерийские соединения генералов Этьена Мари Антуана Шампьона де Нансути и Мари Виктора Николя де Латур-Мобура. Корпус Сен-Жермена со своими резервами находился во второй линии, а пехота Дюфура и кавалерия Латур-Мобура стояли в резерве.

Наличие многочисленной артиллерии во французском авангарде, по словам прусского военного теоретика Карла фон Клаузевица, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года в составе русской армии, скорее обременяло авангард, чем могло быть ему полезным (для сравнения под Бородино у Наполеона было 587 орудий на 130 тысяч человек). По данным археологов из Исторического музея, работавших на поле Тарутинского сражения, французы за несколько недель построили на реках Черничка и Ока около двадцати артиллерийских позиций группами и поодиночке. Фронт и правый фланг растянутого расположения Мюрата были прикрыты реками Нарой и Чернишней, левый фланг выходил на открытое место, где только лес отделял французов от русских позиций. Около двух недель позиции русской и французской армий соседствовали без боевых столкновений.

По сведениям, доставленным партизанами, русскому командованию стало известно, что неприятельский авангард на случай нападения не имел подкреплений ближе, чем в Москве. Выяснилось, что левый фланг французов, вплотную упирающийся в Деднёвский лес, фактически не охранялся. Наличие большого леса давало возможность скрытно приблизиться к расположению французов. Штаб русской армии решил использовать эту особенность.

На немедленной атаке французского лагеря настаивали начальник Главного штаба генерал от кавалерии Леонтий Леонтьевич Беннигсен, командир 2-го пехотного корпуса генерал-лейтенант Карл Фёдорович Багговут, дежурный генерал штаба русской армии Пётр Петрович Коновницын, генерал-квартирмейстер (генерал-квартирмейстер – одна из высших штабных должностей, учреждавшаяся в вооружённых силах некоторых государств) Карл Фёдорович Толь и английский комиссар при штабе русской армии Роберт Томас Вильсон. К этому следует добавить, что император Александр I, общество и армия требовали решительных действий. Ввиду этого постоянного давления, а также приближающейся осени и вероятного скорого выступления Наполеона из Москвы М. И. Кутузов согласился атаковать Мюрата. Вечером 3 (15) октября он одобрил идею штаба и утвердил диспозицию, согласно которой движение войск должно было начаться на следующий день – 4 (16) октября, в 18 часов, а сама атака – 6 часов утра 5 (17) октября.

План атаки по приказанию М. И. Кутузова был разработан генералом от кавалерии Л. Л. Беннигсеном. Главнокомандующий и штаб предполагали, что силы противника составляют 45-50 тысяч человек (данные из письма М. И. Кутузова супруге Екатерине 7 (18) октября 1812 г.). Для нападения на позиции маршала Мюрата были направлены основные силы русской армии.

Генерал Л. Л. Беннигсен должен был управлять обходом и атакой левого фланга неприятеля, для чего в его распоряжение находились 2, 3 и 4-й пехотные, 1-й кавалерийский корпус и 10 казачьих полков под командованием генерал-адъютанта Василия Васильевича Орлова-Денисова. Остальные корпуса русской армии под командованием генерала от инфантерии Михаила Андреевича Милорадовича, наступая с фронта вдоль Московской дороги, должны были сковать боем правый фланг французов. Летучий отряд И. С. Дорохова при соединении с отрядом А. С. Фигнера, должен был напасть с тыла и отрезать пути отхода французам на Старой Калужской дороге в районе села Вороново. Главнокомандующий М. И. Кутузов оставался с резервами в лагере и осуществлял общее руководство. По замыслу М. И. Кутузова русские войска были должны окружить и уничтожить вражеский авангард.

Диспозиция была подписана М. И. Кутузовым 4 (16) октября, атака назначена на 5 (17) октября, но, вследствие позднего доставления ее войскам, перенесена на 6-е число (18 октября).

Войска двигались на позицию неприятеля шестью колоннами; атакующее крыло Л. Л. Беннигсена составляло четыре колонны: первая колонна (правая) В. В. Орлова-Денисова (10 казачьих полков с одной конной батареей и 20-м егерским полком) должна была обойти левое крыло неприятеля и в тылу его занять Московскую дорогу; вторая колонна (средняя) К. Ф. Багговута (2-й пехотный корпус) и третья колонна (левая) генерал-лейтенанта Александра Ивановича Остермана-Толстого (4-й пехотный корпус) и 2-я кирасирская дивизия — должны были атаковать левое крыло с фронта; четвертая колонна (резерв) — 3-й пехотный и 1-й кавалерийский корпуса — поддерживать атаку.

Пятой колонне под командованием генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова — 6-й корпус — назначено служить связью атакующего крыла с главными силами, составлявшими шестую колонну, под личным начальством фельдмаршала (7, 8-й и 5-й пехотные корпуса, вся резервная кавалерия и резервная артиллерия), предназначенными для фронтальной атаки неприятельского авангарда.

В это время во французском лагере Мюрат получает сведения о предстоящей атаке и понимает рискованное расположение своих отрядов. Видимо, приготовления русских не остались для него тайной. За день до сражения французы всю ночь стояли под ружьём в полной готовности, однако ожидаемого нападения не последовало.

На следующий день Мюрат издал приказ об отводе артиллерии и обозов. Однако адъютант, доставив приказ начальнику артиллерии, застал того спящим и, не подозревая срочности ситуации, решил подождать до утра. В результате утром 6 (18) октября французы абсолютно не были готовы к отражению атаки. Момент для сражения оказался удачным для русских.

Ещё с вечера 5 (17) октября колонны под командованием Л. Л. Беннигсена, соблюдая осторожность, перешли реку Нару у Спасского. Ночной марш и неправильный расчёт обходного движения повели к замедлению, войска не успели своевременно подойти к неприятелю. Только В. В. Орлов-Денисов, командовавший крайней правой колонной в основном из казаков, ещё до рассвета достиг села Дмитровского за левым флангом французов. Две других колонны заблудились в ночном лесу и опоздали. В результате момент внезапности был утрачен. Генерал М. А. Милорадович до рассвета не предпринимал активных передвижений.

С рассветом неприятельский лагерь начал пробуждаться, а пехотные корпуса так и не показались на опушке. Не желая упускать внезапность, В. В. Орлов-Денисов принял решение в 7 утра атаковать самостоятельно. Он понадеялся на то, что другие колонны уже заняли позиции и поддержат его удар. Казачьи полки атаковали лагерь кирасирской дивизии из корпуса Себастьяни. Русские казаки застигли врага врасплох. Внезапное нападение русских на лагерь Себастьяни вызвало вначале такой беспорядок, что Себастьяни потерял свою артиллерию, обоз и много людей. В первый момент неприятелю было очень трудно собрать хотя бы небольшие части полков. Французы успели второпях сделать несколько выстрелов и в беспорядке бежали за Рязановский овраг. Враг бросил 38 орудий. Казаки бросились грабить лагерь так, что В. В. Орлов-Денисов долго ещё не мог их собрать. Маршал Мюрат сумел спасти свой фланг от полного разгрома, лично возглавив конницу (карабинеров) Клапареда и Нансути. Он провёл контратаку, которая позволила оттеснить казаков и остановить дальнейшее продвижение русских войск.

В то время как левый фланг неприятеля был смят, в центре на опушке показались части второй колонны генерал-лейтенанта К. Ф. Багговута, при которой был и Л. Л. Беннигсен. Однако вместо того, чтобы атаковать позицию неприятеля с ходу, Л. Л. Беннигсен стал разворачивать артиллерию и проводить равнение колонн для атаки. Это дало неприятелю время опомниться, после чего французы открыли артиллерийскую стрельбу оставшейся артиллерией (более 150 пушек) и подготовились к отражению атаки русских войск.

Развёрнутая русская артиллерия вскоре открыла артиллерийский огонь по французскому лагерю. Генерал К. Ф. Багговут повёл два егерских полка в атаку, не дожидаясь подхода остальных войск колонны. Французская артиллерия встретила их убийственным огнем. При этом К. Ф. Багговут был убит ядром, что вызвало смятение в его корпусе и не позволило подчинённым действовать более решительно. Тем не менее, русские егеря сумели потеснить противника и захватили дефиле (дефиле - узкий проход между возвышенностями или водными преградами), по которому шёл путь отхода французских войск. Маршал Мюрат, поняв всю опасность положения, собрал войска и выбил егерей из оврага.

После гибели К. Ф. Багговута командование колонной взял на себя Л. Л. Беннигсен. Он не решился атаковать имеющимися у него силами и стал ждать подхода третьей колонны и резерва, которые блуждали в лесу. Пытаясь исправить положение, он выдвинул из резерва вместо замешкавшегося 4-го пехотного корпуса А. И. Остермана-Толстого (который вскоре подошёл к месту сражения) 3-й пехотный корпус генерал-майора Павла Александровича Строганова. Но время было упущено. Мюрат сумел воспользоваться передышкой и, продолжая отбиваться от казаков, под прикрытием огня артиллерии вывел основные силы, обозы и часть артиллерии к Спас-Купле. В преследовании отступающего неприятеля участвовали казаки В. В. Орлова-Денисова и 1-й кавалерийский корпус.

Отряд И. С. Дорохова не успел выйти на Московскую дорогу, и только посланный от него урядник Филатов (из казачьего полка Власова) с солдатами принял участие в преследовании неприятеля и убил генерала Дери. На другой день после сражения на русские посты передали письмо от Мюрата с просьбой выдать тело генерала, который был начальником личной гвардии неаполитанского короля. Просьбу удовлетворить не смогли, так как тело не отыскали.

Генерал Л. Л. Беннигсен, полагая, что у него под руками недостаточно войск, чтобы с надеждой на успех ударить на французов, попросил М. И. Кутузова дать ему помощь, но фельдмаршал отказал. Аналогичные просьбы генералов А. П. Ермолова, П. П. Коновницына и Милорадовича к главнокомандующему также не имели успеха. Причиной такого решения командующего послужило то, что он получил от партизан документы штаба Наполеона о том, что французская армия оставляет Москву и собирается двигаться к Калуге и Туле по Новой Калужской дороге. Поэтому главнокомандующий решил не водить в бой с Мюратом свои основные силы.

Отступивший с основными силами к Спас-Купле Мюрат укрепил позицию батареями и открыл фронтальный огонь, остановивший русское продвижение. Позже он отступил к Воронову. Русские полки вечером с песнями и музыкой вернулись в свой лагерь.

Цель Тарутинского боя не была достигнута полностью, но результат сражения оказался успешным, и ещё большее значение имел успех для подъёма духа русских войск. Прежде в ходе войны ни в одном сражении у любой из сторон (даже при Бородино) не было такого количества захваченных пушек, как в этом — 36 или 38 орудий (22 – по данным генерала А. П. Ермолова). В письме императору Александру I М. И. Кутузов сообщает о 2500 убитых французах, 1000 пленных, и ещё 500 пленных на следующий день взяли казаки при преследовании. Свои потери М. И. Кутузов оценил в 300 убитых и раненых. Прусский военный теоретик К. Клаузевиц в своих работах подтверждает французские потери в 3-4 тысячи солдат.

По французским данным потери Мюрата составили 2500 убитых или раненых, 2000 пленных и 38 орудий. Кроме того, были захвачены одно знамя, 50 зарядных ящиков, весь обоз и экипажи Мюрата. Французский дипломат Арман де Коленкур, участвовавший в походе на Россию и находившийся в свите Наполеона, в своих мемуарах «Поход Наполеона в Россию» сообщает: «Король потерял много артиллерийских орудий. Много прекрасных и храбрых офицеров было убито, некоторые попали в плен; число раненых было велико. Король потерял также много солдат пленными и лишился большей части обозов, как своих личных, так и войсковых». В сражении под Тарутино погибли французские генералы Пьер Сезар Дери и Станислав Фишер. При этом сам Мюрат во время сражения был ранен пикой в ногу одним из казаков.

После сражения под Тарутино Наполеон отстранил Мюрата от командования армейскими соединениями. Французский историк Жан Тюлар пишет в биографии «Мюрат, или Пробуждение нации»: «И вдруг к Мюрату возвращается вся утраченная бодрость. После стычки у Виньково (18 октября), где французы понесли значительные потери, император призывает его к себе. Мюрат более не покидает императора и отзывается о нем весьма прочувствованно».

Военный историк Модест Иванович Богданович в своём труде «История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам» приводит ведомость потерь русской армии, где значатся 1200 человек (74 убитых, 428 раненых и 700 пропавших без вести). Согласно надписи на мраморной плите на стене Храма Христа Спасителя русские потеряли в тот день убитыми и ранеными 1183 человека. Основная часть потерь, судя по всему, пришлась на огонь оставшейся французской артиллерии (более 150 пушек). Причём, основные потери могли прийтись на два егерских полка, наступавшие на Рязановское дефиле под огнём французской артиллерии. Единственным генералом русской армии, погибшим во время сражения, был командир 2-го пехотного корпуса генерал-лейтенант К. Ф. Багговут. Участник сражения, генерал от инфантерии Д. С. Дохтуров в своём письме жене от 8 (20) октября 1812 года сожалея о гибели в сражении генерала К. Ф. Багговута, прибавляет при этом, что в сражении: «Даже ни одного штаб-офицера не потеряно».

Император Александр I щедро наградил военачальников. Главнокомандующий М. И. Кутузов получил золотую шпагу с алмазами и лавровым венком, Л. Л. Беннигсен – алмазные знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного и 100 тысяч рублей. Десятки офицеров и генералов – награды и повышения в звании. Нижние чины, участники боя, получили по 5 рублей на человека.

Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление. Тарутинское сражение стало первым чисто наступательным сражением за всю войну, притом успешным для русской стороны.

В письме супруге от 7 (19) октября 1812 года М. И. Кутузов писал: «Недоставало еще немного щастия и была бы совсем баталия Кремская (при городе Кремс в Австрии 30 октября 1805 года М. И. Кутузов наголову разбил преследовавший его армию французский корпус маршала Мортье). Первый раз французы потеряли столько пушек и первый раз бежали, как зайцы. Между убитыми много знатных, об которых государю еще не пишу, не зная наверное».

Список источников, литературы и интернет-ресурсов.

1. Археологи и «черные копатели» схлестнулись в Большой Москве за клады Наполеона [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ural.kp.ru/daily/25910/2865020/

2. Военное обозрение ● История. Тарутинское сражение 6 (18) октября 1812 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://topwar.ru/19675-tarutinskoe-srazhenie-6-18-oktyabrya-1812-goda.html

3. Записки А.П. Ермолова. 1798–1826 гг. – М.: Высшая школа, 1991.

4. История русской армии от зарождения Руси до войны 1812 г. Н. П. Михневич, заслуженный профессор и почетный член Императорской Николаевской Военной академии, генерал от инфантерии. Отечественная война 1812 г. Оставление Москвы. Партизанская война. Тарутинский бой [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttp://militera.lib.ru/h/sb_istoria_russkoy_armii/42.html

5. К чести России. Из частной переписки 1812 года / Сост., авт. предисл. и примеч. М. Бойцов; Худож. В. Корольков. – М.: Современник, 1988.

6. Коленкур А. Поход Наполеона в Россию. Глава IV. Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/caulaincourt/04.html

7. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. Глава VIII. Тарутино и уход Наполеона из Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/tarle1/08.html

8. Тарутинский бой [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарутинский_бой

9. Тайный дневник фельдмаршала М. И. Кутузова. – М.: Вече, 2013.

10. Тюлар Жан. Мюрат, или Пробуждение нации / Пер. с фр. – М.: ТЕРРА, 1993.

11. Bataille de Winkowo [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fr.wikipedia.org/wiki/Bataille_de_Winkowo

12. Ordres de Batailles :: Ordres de batailles :: Sixième Coalition :: Campagne de Russie 1812. Winkowo ou bataille de Taroutino [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ordresdebatailles.forum2jeux.com/t736-winkowo-ou-bataille-de-taroutino

13. › Reviewdetector / Археологический / Общие вопросы. Как казаки обоз грабили в 1812 году., Описывается место грабежа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=643665

Старший научный сотрудник А. С. Мамакин

Прочие новости
Заказ экскурсии