Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Связующий нерв армии

Связующий нерв армии

18 июня в России отмечается памятный день в Вооружённых Силах – День службы военных сообщений.

Во всех войнах и военных конфликтах, требующих массовых перебросок войск по путям сообщения, служба военных сообщений, со дня образования, являлась важным связующим звеном между военным ведомством и органами транспорта.

Создание прообраза службы военных сообщений в русской армии произошло вместе с изданием Петром Первым Устава воинского 30 марта 1716 года, где в главе тридцать второй вводится должность генерал-вагенмейстера или обозного. В Уставе воинском были установлены должностные обязанности квартирмейстеров — от ротного фурьера (от нем. führen – вести) до генерал-квартирмейстера при главнокомандующем. На них возлагалось изучение театров военных действий, организация размещения и передвижения войск в мирное и военное время, сбор сведений о противнике, ведение карт, составление отчетов о военных действиях и т. п.

В 1812 году согласно Учреждению для управления большой действующей армией планирование и организацию передвижения войск на театре военных действий осуществляли директор военных сообщений и генерал-вагенмейстер, подчиненные дежурному генералу при начальнике Главного штаба армии.

Перемещение войск осуществлялось по подготовленным грунтовым военным дорогам. При этом приходилось создавать специальную сеть баз снабжения, привязанную к важным операционным направлениям. Огромные обозы обременяли армии и мешали их маневрированию. Появление железных дорог открыли новые возможности перемещения войск. И первенство использования железных дорог в военных целях принадлежит России.

Как пишет в книге «Железнодорожные войска России 1851 – 1918» Н. В. Старостенков, 4 июля 1848 года сразу после открытия участка Петербург – Колпино Санкт-Петербурго–Московской железной дороги, получившего название «опытного пути», по нему в Петербург была перевезена команда в составе 250 рекрутов, а 24 – 27 августа того же года из Петербурга в Колпино были перевезены три полка 1-й Гренадёрской дивизии численностью 7 500 человек.

В 1851 году были разработаны первые руководства о перевозке войск по железной дороге и осуществлена крупная перевозка войск из Петербурга в Москву на расстояние 650 километров.

24 ноября 1851 года было отдано первое циркулярное распоряжение военного ведомства об использовании железной дороги для воинских перевозок.

Всего же с 1852 по 1856 год общий объём произведённых воинских перевозок по железным дорогам России составил уже 836 500 человек, 58 200 лошадей и около 11 000 повозок.

В соответствии с повелением от 14 мая 1868 года государя императора Александра II, был подписан приказ Военного министра генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина от 6 (18) июня 1868 года № 183, которым был учрежден Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою, а также аппарат заведующих передвижением войск на транспорте и наблюдающих за отправлением войск. Таким образом, был создан окончательный прообраз современной структуры службы военных сообщений.

Служба военных сообщений состояла при Главном Штабе Военного министерства и комплектовалась офицерами, окончившими Николаевскую академию Генерального штаба и занимавшими (либо претендующими) на занятие должностей в службе военных сообщений, состоящей при Генеральном Штабе.

В 1914 году, в соответствии с Положением о полевом управлении войск в военное время в состав Штаба, а затем Ставки Верховного главнокомандующего было включено и управление начальника военных сообщений. На каждом фронте, а при необходимости и при отдельных армиях, имелись начальники военных сообщений фронтов и армий, подчиненные на местах главным начальникам снабжения армий фронтов.

18 сентября 1915 года Николай II утвердил Положение о Главном Управлении военных сообщений. Главный начальник военных сообщений назначался Императором и обладал широкими полномочиями. При Главном начальнике военных сообщений было создано Главное управление военных сообщений.

21 января 1917 года Николай II утвердил Положение об управлении путями сообщения на театре военных действий. При Штабе Верховного главнокомандующего создавались Управление путей сообщения и Управление начальника военных сообщений театра военных действий.

После Октябрьской революции 1917 года Управление военных сообщений на театре военных действий при Ставке ВГК (фактически главный центральный орган военных сообщений) находилось в Могилеве и в условиях фактического развала железнодорожного транспорта, революционных настроений в войсках продолжало выполнять свои задачи по организации воинских перевозок.

4 марта 1918 года в Петрограде был образован Высший Военный Совет, и его приказом от 5 марта 1918 года № 2 было установлено считать управление Ставки расформированным, за исключением Управления начальника военных сообщений, Управления путей сообщения и Санитарного управления.

В годы Великой Отечественной войны выстроенная к этому времени организация воинских перевозок позволяла своевременно сконцентрировать войска на определенных командованием направлениях, что стало одним из решающих факторов при отражении фашистской агрессии.

По внутренним водным путям сообщения за годы войны было перевезено более 4 миллионов бойцов и командиров, 212 тысяч лошадей, много боевой техники, переведено несколько сотен подводных и надводных боевых кораблей. Подразделениями Гражданского воздушного флота и частями Авиации дальнего действия было перевезено около 2,7 миллионов человек (включая раненых) и около 300 тысяч тонн различных грузов.

В целом же за время Великой Отечественной войны роль каждого вида транспорта в перевозках материальных средств по объёму грузооборота составила: железнодорожного 79,7 %, водного 17,7 %, автомобильного 2,5 %, воздушного – около 0,1 %.

За исключительную стойкость, инициативу и личную храбрость при выполнении воинских перевозок около 7 000 офицеров военных сообщений было награждено орденами и медалями Советского Союза.

После окончания Великой Отечественной войны органам военных сообщений и работникам транспорта пришлось решать множество сложных задач: выполнять значительные по объёму перевозки, связанные с демобилизацией и возвращением в страну различного рода материальных средств, находящихся за границей. Началось восстановление и наращивание мощностей всех видов транспорта. К 1965 году протяжённость железных дорог увеличилась более чем на 18 тысяч км, автомобильных дорог с твердым покрытием – примерно в 2 раза, внутренних водных путей – на 14 %. Грузооборот за послевоенные 20 лет возрос: железных дорог – более чем в 6 раз, речного транспорта – почти в 7,5 раз, автомобильного транспорта – примерно в 28 раз. Во много раз увеличились перевозки воздушным транспортом и перекачка нефтепродуктов по трубопроводам.

В соответствии с заданиями командования ВОСО своевременно были организованы и выполнены:

переброски войск на Кубу во время Карибского кризиса 1962 года, в Демократическую республику Афганистан, на территорию государств бывшей Югославии;

перевозки войск для наведения конституционного порядка в Чеченской Республике, в ходе операции по принуждению Грузии к миру, а также в ходе присоединения Крыма к России;

воинские перевозки в условиях техногенных и природных катастроф, таких как Чернобыльская авария 1986 года и землетрясение в Армении 1988 года, а также связанных с доставкой вооружения, военной техники и материальных средств в Сирийскую Арабскую Республику.

В настоящее время служба военных сообщений организует бесперебойную перевозку вооружения, военной техники и других материальных средств в интересах российских войск, с выполняющих поставленные задачи за пределами Российской Федерации.

Успешно решают органы военных сообщений и другие важные задачи, связанные с развитием инфраструктуры и наращиванием группировки войск (сил) в Арктическом регионе, Северным завозом, передислокацией и формированием новых соединений и воинских частей, перемещением войск (сил) на незнакомые полигоны в ходе крупномасштабных стратегических учений.

Подготовил И. А. Лындин

При подготовке статьи использованы следующие источники:

- «Железнодорожные войска России 1851 – 1919», Старостенков Н. В. – Москва: ООО «Альпари», 1997;

- информация с сайта Министерства обороны Российской Федерации;

- Служба военных сообщений // Военная энциклопедия / Грачёв П. С. – Москва: Военное издательство, 2003. 

Прочие новости
Заказ экскурсии