Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Уральские части в Курской битве – 375-я стрелковая дивизия К 75-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

Уральские части в Курской битве – 375-я стрелковая дивизия К 75-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

Курская битва – одно из решающих сражений в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), в 2018 году отмечается ее 75-летие. Победа именно в этой битве окончательно закрепила стратегическую инициативу Красной Армии и подорвала силы фашисткой Германии. С 5 июля по 23 августа 1943 года на территориях Орловской, Брянской, Курской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Полтавской областей шли упорные бои. В боевых действиях участвовало более 4 миллионов человек с обеих сторон. В боях на Курской дуге сражались части, сформированные в Уральском военном округе. Одной из таких частей была 375-я стрелковая дивизия, которая сражалась на южном фасе дуги.

375-я стрелковая дивизия (далее – сд) формировалась с 25 августа по 25 сентября 1941 года на территории Свердловской области в военном лагере рядом с городом Камышлов. Основная масса бойцов была из города Свердловска и районов Свердловской области. Боевое крещение частей дивизии произошло в декабре 1941 года в ходе Советского контрнаступления под Москвой. В 1942 году дивизия принимала активное участие в боях под Ржевом в составе войск Калининского и Западного фронтов.

17 февраля 1943 года дивизия под командованием полковника П. Д. Говоруненко вошла в состав 21-й армии (с апреля – 6-й гвардейской) Воронежского фронта и уже во второй половине марта заняла оборону севернее Белгорода, где образовался южный фас будущей Курской дуги.

На этом рубеже частями дивизии в течение апреля-июня 1943 года была создана мощная оборонительная позиция. Каждый день бойцы дивизии рыли траншеи, ходы сообщения, противотанковые рвы и эскарпы, ставили минные поля. Так, в период с 1 по 15 июня 1943 года, в полосе дивизии было вырыто противотанковых рвов и эскарпов 7300 м, ходов сообщения и траншей 4000 м, построено 4 дерево-земляных огневых точки (ДЗОТ) для станковых пулеметов, установлено 2392 противотанковых и 3169 противопехотных мин. Помимо инженерных работ, шла активная боевая учеба. Личный состав изучал способы борьбы с новыми немецкими танками «Тигр», ежедневно проводилась разведка.

В начале июня 1943 года в 6-й гвардейской армии прошла реорганизация, были образованы два гвардейских корпуса 22 и 23-й, в состав второго вошла 375-я сд. Согласно документам, 5 июля 1943 года в дивизии числилось 8715 человек. На вооружении находилось 5996 винтовок, 2123 ППШ, 500 пулеметов, 88 орудий, 147 минометов и 206 ПТР.

К 5 июня 1943 года 375-я сд обороняла рубеж от рощи севернее хутора Ерик до села Черная поляна. Дивизию поддерживали следующие части усиления: 93-й пушечный артиллерийский полк (пап), 694, 1667 и 1240-й истребительно-противотанковые артиллерийские полки (ипттап), 663-й минометный полк, 16-й и два дивизиона 79-го гвардейских минометных полков «Катюш», 137-й отдельный батальон противотанковых ружей (обптр), 192 и 88-я отдельные роты фугасных огнеметов (орфо) и 96-я танковая бригада.

В боевых порядках 6-й гвардейской армии дивизия занимала её левый фланг и обеспечивала стык с соседней 7-й гвардейской армией.

В 16:00 3 июля немцы атаковали боевое охранение дивизии южнее хутора Ерик, пытаясь провести разведку переднего края обороны. Не имея успеха, противник отошел на свои позиции.

Утром 5 июля немцы перешли в наступление. Непосредственно на участок, который обороняла 375-я сд, пошла в атаку моторизованная дивизия СС «Мертвая голова», а также два батальона 168-й пехотной дивизии. Оборона 375-й сд оказалось настолько сильной, что в первый день, несмотря на все усилия, эсэсовцы не смогли добиться главной цели – выйти на восточный берег Липового Донца. Подразделения дивизии удержали свои позиции.

Справка: К начало операции «Цитадель» в моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» состояло на довольствии 19176 человек, в том числе боевой состав 10214 человек. На 4 июля 1943 года на вооружении дивизии находилось танков: Т-III – 63, Т-IV – 54, Т-VI «Тигр» - 15, САУ «Мардер» - 11, САУ «Хуммель» - 6, САУ «Веспе» - 12, Штурмовых орудий (StuG) – 35. Всего 130 танков и 64 САУ.

Упорное сопротивление частей 375-й сд во многом нарушило планы немецкого командования, не позволив ему в первый же день объединить усилия 2-го танкового корпуса СС и группы «Кемпф». В течение 6 и 7 июля немцы неоднократно пытались атаковать боевые порядки дивизии на рубеже: Вислое, Терновка, Шопино, Черная Поляна. Им удалось ворваться в некоторые населенные пункты, но, в результате контрудара дивизии, немцев удалось выбить из сел и восстановить положение. Командующий 6-й гвардейской армии генерал И. М. Чистяков объявил всему личному составу благодарность за умелые боевые действия. 8 июля было отбито 4 атаки немецких войск, при этом подбито 20 танков. Боевые потери дивизии в период с 5 по 8 июля 1943 года составили убитыми, ранеными и пропавшими без вести 1894 человека.

К этому времени создалась крайне тяжелая обстановка на флангах 375-й сд. Немецкие войска сумели прорвать оборону 6-й гвардейской армии. Соседняя дивизия отошла. Её отход отрыл правый флаг 375-й сд. На левом фланге дивизии, в полосе обороны 7-й гвардейской армии, немецкие войска также прорвали оборону. Над частями дивизии нависла угроза окружения. Штаб корпуса потерял связь со штабом дивизии. Поэтому, 9 июля 1943 года, по решению командования Воронежского фронта, в целях более удобного управления войсками, 375-я сд была включена в состав 35-го гвардейского корпуса 69-й армии, которая вела оборонительные бои на корочанском направлении. В это время части дивизии держали оборону на рубеже населённый пункт Петропавловка - лес северо-восточнее села Черная Поляна. Но уже 10 июля 1943 года командующий 69-й армией выводит дивизию в свой резерв. 11 июля 375-я сд вошла в состав 48-го стрелкового корпуса и с 13:00 занимала новый рубеж обороны Жиломестное, Малое Яблоново, Шахово и готовилась не допустить прорыва немецких танков на восток.

В этом районе дивизия с 12 по 20 июля вела тяжелые оборонительные бои, участвовала в Прохоровском сражении. Противник, используя выгодное положение своих войск, предпринял попытку окружить дивизии 48-го стрелкового корпуса, оборонявшиеся в узком выступе между реками Липовый Донец и Северский Донец. Для этого формируются две ударные группировки: северная – из частей 2-го танкового корпуса СС, в районе Прохоровки и южная – из частей 3-го танкового корпуса, в районе Ржавец. 14 июля стал одним из самым тяжелых дней сражения для 375-й сд. В предыдущих боях дивизия понесла потери, личный состав был сильно измотан, не хватало боеприпасов. В этих условиях весь день 14 июля частям дивизии пришлось сдерживать атаки 167-й немецкой пехотной дивизии. В ночь на 15 июля был получен приказ на выход из кольца на новый рубеж обороны. Прикрывали отход частей 48-го стрелкового корпуса бойцы 375-й сд. Вот как описывает эти события в своей книге «Священную клятву держали» заместитель командира дивизии по политической части С. Х. Айнутдинов:

«На рассвете 15 июля до 60 танков и до полка пехоты атаковали наши части. Уральцы весь удар приняли на себя. Пока мы отбивали атаки, соседние дивизии успели выйти на назначенный рубеж в северо-восточном направлении. В этом бою, подбив 17 танков и уничтожив много живой силы, мы остановили врага. По приказу командарма, прикрывшись усиленными отрядами, дивизия стала выходить из боя. Полковник Говоруненко выдвинул на фланги боковые охранения. Дивизия организованно двигалась вдоль лога Сухая Плота. После отбитых атак враг несколько утихомирился. Утренний туман прикрывал нас с воздуха. Но вскоре наше движение затруднила «пробка», образовавшаяся из автомашин и повозок, брошенных ночью отходящими дивизиями. Движение замедлилось. Враг стал наседать с фронта и флангов. Первая колонна во главе со штабом и командиром дивизии прошла Яр Козонец. Около 9 часов при подходе второй нашей колонны в Яр Козонец наступающие танки противника из района Шахово и передовой отряд врага из района Беленихино, смяв наши боковые охранения, вышли к логу Сухая Плота в районе Малого Яблоново. Фашисты открыли шквальный огонь с восточного и западного отрогов лога по нашей колонне. Враг отрезал нам путь отхода. Возникшая от внезапного флангового огня противника паника была до известной степени ликвидирована. Из-за отсутствия строевых офицеров мне пришлось принять командование разрозненными подразделениями. Долго размышлять не оставалось времени, мы были в очень невыгодном положении, требовалось действовать немедленно. Собрав бойцов, мы атаковали врага, преградившего нам путь. Уничтожили много автоматчиков, подбили один танк, но и сами понесли большие потери. Идущие за нами подразделения также быстро развернулись в боевой порядок и с боем стали пробиваться вперед. К полудню мы прорвались через вражеское кольцо, вышли в район деревни Дальний Должик и заняли оборону. Вскоре гитлеровцы вновь подошедшими танками и пехотой атаковали наш арьергард, который, сдерживая наседающего врага западнее Малого Яблоново, еще только двигался на новый рубеж. Гитлеровцы окружили его. Воины приняли неравный бой на открытом месте и бились до последнего патрона и снаряда. Артиллеристы противотанкового дивизиона в упор расстреливали танки врага. Когда же кончились боеприпасы, они во главе с заместителем командира дивизиона по политчасти майором Митрофаном Петровичем Угличем поднялись врукопашную. Герои-артиллеристы подбили гранатами еще три танка, уничтожили многих автоматчиков, но пробиться к своим не смогли и погибли в неравном бою».

Дивизия вышла из окружения имея в своем составе 3526 человек, пропавшими без вести числились 2700 человек. В окружении попали в плен командир 1241-го полка майор Н. А Карликин и командир 1243-го полка подполковник В. М. Фролов. Несмотря на большие потери, дивизия сохранила боеспособность. В течение 16 июля командование дивизии приводило части в порядок, организовало сбор тяжелого вооружения и транспорта, которые были оставлены в «мешке». Так группа артиллеристов 932-го артиллерийского полка дивизии сумела под огнем противника эвакуировать три 122-мм гаубицы, 4 пушки и 2 автомашины. В ночь с 16 на 17 июля дивизия заняла новый рубеж обороны: Дальний Должик, Верин. В течение 17-19 июля части дивизии улучшали в инженерном отношении оборонительные позиции, вели разведку боем в направлении Малое Яблоново. На рассвете 20 июля 375-я сд в составе 48-го стрелкового корпуса 69-й армии Степного фронта перешла в наступление и освободила Малое Яблоново, Плоту, Лески, Малиновку, Волобуевку, Шахово, Чурсино.

22 июля 375-я сд вышла в резерв командующего 69-й армией. На этом ее участие в оборонительном периоде Курской битвы закончилось.

В период оборонительных боев с 5 по 18 июля 1943 года 375-я сд потеряла 4855 человек. За это же время частями дивизии было уничтожено 4210 солдат противника, 136 танков и 4 бронемашины, сбито 4 самолета.

Источники и литература:

1. Документы ЦАМО РФ (https://pamyat-naroda.ru)

2. Замулин В. Прохоровка. Неизвестное сражение Великой Отечественной. – М. 2017.

3. Айнутдинов С. Х. Священную клятву сдержали. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1982

Подготовил Храмцов А. В., старший научный сотрудник. 

Прочие новости
Заказ экскурсии