16 октября 1813 года началось трёхдневное сражение, вошедшее в историю как «Битва народов» – Лейпцигское сражение. Русские (около 127 тысяч человек), австрийские, прусские, шведские войска (всего около 300 тысяч человек) сражались с армией Наполеона. Эта генеральная битва кампании 1813 года сыграла решающую роль в разгроме французской армии. В составе Русской армии в сражении приняли участие многие полки, сформированные на Урале, носившие имена уральских городов, а иногда и укомплектованные уральцами.
В начале октября 1813 года Екатеринбургский пехотный полк принял участие в боях у Лейпцига. Здесь, в последний день грандиозной битвы, он покрыл себя неувядаемой славой, участвуя в штурме возле Галлеской заставы хорошо укреплённой северной части города. У самых ворот города протекала река Парта, берега которой соединял мост. Все подходы к мосту блокировали неприятельские окопы с размещёнными в них орудиями. К середине дня солдаты полка атаковали вражеские пушки возле Галлеской заставы. В ответ французы ударили картечью, заставив русские части отступить. Несмотря на это, Екатеринбургский и Рыльский полки во главе с генерал-майором Адамом Ивановичем Бистромом вторично бросились на штурм вражеской батареи. Солдаты Екатеринбургского полка ворвались в окопы, перекололи штыками орудийную прислугу, пехотное прикрытие и оттеснили неприятеля на мост. Не давая французам опомниться, екатеринбуржцы ворвались в Галлеское предместье. Впереди полка со шпагой в руке бежал его командир майор Василий Иванович Богданович. Неприятель оказывал сильное сопротивление, защищая каждый дом и стреляя из орудий картечью вдоль по Герберской улице, по которой штыками и пулями прокладывали путь екатеринбуржцы. Здесь был тяжело ранен картечью майор В. И. Богданович. Однако солдаты с криком «Ура!» продолжали гнать неприятеля до самых аллей, со всех сторон окружавших внутренний город. Затем Екатеринбургский полк повернул направо, к предместью Розенталь и дошел до Рандштедтских ворот. В этот момент раздался оглушительный взрыв - был взорван мост через реку Эльстер. Под угрозой прорыва русских в центр города по мосту через реку Эльстер французы в панике поспешно взорвали его. Таким образом в окружении оказались более 20 тысяч французских солдат. Так как неприятель продолжал ещё удерживать позиции на левом берегу Эльстера, где он установил батарею и обстреливал союзные войска, русским теперь предстояло форсировать полноводную реку и нанести ему окончательное поражение. Сильным ружейным огнём солдаты Екатеринбургского полка вначале вынудили французов отвести свои батареи от берега, а затем по сохранившимся балкам разрушенного моста перешли Эльстер и заставили замолчать неприятельскую батарею. Так закончилась великая «Битва народов». Екатеринбуржцы первыми ворвались в город, захватили в общей сложности 59 орудий и заставили французов окончательно признать поражение.
В сражении за Лейпциг из офицеров Екатеринбургского пехотного полка был убит поручик Куницын, ранены майор Богданович, капитан Янчевский, штабс-капитан Лопатин, поручик Бухвостов и прапорщик Тихонов. За отличие в этом бою майор Слепцов, который принял командование полком после ранения Богдановича, был награждён орденом Святой Анны II степени. Майор В. И. Богданович, прапорщики Варнети, Зейдель, Ярцев и Спесивцев получили следующий чин. Портупей-прапорщик Иванов был произведён в офицеры.
В это же время Уфимский пехотный полк принял участие в боях под городом, к которому прибыл форсированным маршем, находясь в составе русского корпуса, вошедшего в состав армии шведского принца Жана-Батиста Жюль Бернадота.
Во время сражения отличился и Оренбургский казачий полк № 3 (командир майор Я. Г. Беляков), прикомандированный к Нижегородскому ополчению. В память об участии казаков Оренбургского войска в «Битве народов» одна из станиц Новолинейного района Оренбургского казачьего войска тоже была названа Лейпцигом.
Во время Лейпцигского сражения все четыре полка казаков Уральского войска, входивших в состав Русской армии, участвовали в кровопролитных боях 4–6 октября.
В сражении отличились 1-й и 2-й полки Башкиро-мещерякского войска. Французский генерал Жан-Батист Антуан Марселен де Марбо так вспоминал об одном из столкновений под Лейпцигом: «Наши солдаты… этих полудиких азиатов и за их луки и стрелы прозвали башкир “Амурами”». Башкирские воины «были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая обратить нас в бегство при первой встрече… кинулись бесчисленными толпами; но, встреченные залпами из ружей и мушкетов, башкиры были вынуждены были отступить, оставив на месте битвы значительное число убитых… Они двигались без всякого построения, носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно… Варвары с громкими криками окружили наши эскадроны, пуская в них тучи своих стрел… Башкиры пускают свои стрелы вверх, заставляя их описывать дугу более или менее крутую, смотря по тому, насколько удален от них неприятель…».
Подготовил Мамакин А.С.
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |