Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Влюбленный в синеву.

Влюбленный в синеву.

21 ноября 2015 года ушел из жизни полковник в отставке Дмитрий Никифорович Мокроусов, ветеран Великой Отечественной войны, воин-десантник и авиатор, человек удивительного склада души, влюбленный в жизнь и умевший ценить дружбу. Родился он 28 февраля 1922 года, а в 19 лет, в сентябре 1941 года, Дмитрий Мокроусов определил свою судьбу, решив добровольцем пойти на фронт. Но военком направил его учиться в авиашколу, затем перевели в Златоустовское военно-инженерное училище. В августе 1941 года Мокроусов и его сокурсники стали офицерами. Дмитрия Мокроусова направили служить командиром саперного взвода в 201-ю отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду.

«Здесь я выполнил первый прыжок с парашютом с аэростата, а затем и с самолета Ли-2, – вспоминал ветеран. – Вся моя подготовка к прыжку с аэростата заключалась в том, что на меня надели парашют и сказали: «Отделяйся от гондолы аэростата солдатиком. Хорошего впечатления о том прыжке не осталось, так как падение солдатиком вызывает неприятные ощущения. При приземлении я поставил ноги «на замки» и отшиб стопы. Мне не объяснили, что при приземлении ноги надо держать полусогнутыми.

Парашюты в то время были несовершенные. Купол Д-1 был шелковым, круглой формы, что приводило к раскачиванию и травмам при приземлении. ПД-41-1 был трудноуправляем. При прыжке с самолета на этих парашютах был сильный динамический удар.

В ходе тренировочных прыжков у меня был случай нераскрытия купола парашюта. Стропы парашюта с большим усилием были уложены в соты ранца. При прыжке с аэростата обычно из ранца вытягиваются купол и стропы, а затем обрывается обрывная стропа, а тут обрывная стропа, связанная с вытяжной веревкой и куполом парашюта, оборвалась, а стропы из сот ранца не вытянулись, и свободное падение продолжалось, пока я не раскрыл запасной парашют».

В январе 201-я бригада была переименована в 29-й парашютно-десантный полк 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и отправлена на Северо-Западный фронт.

В бою за деревню Черенчицы 20 мая 1943 года Мокроусов был ранен и отправлен на лечение в госпиталь. После лечения, пройдя специальные курсы, он был назначен техником по подвескам дивизиона 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады.

«В мои обязанности входила подготовка к выброске в тыл врага в парашютной таре – мешках ПД-ММ и УПД-ММ – вооружения, боеприпасов, продовольствия и подготовка к выброске в тыл врага тяжелой военной техники с внешней подвески самолета на МКС (многокупольных системах), - рассказывал Дмитрий Никифорович. – А после Победы с июня 1946 г. я был начальником парашютно-десантной службы в частях 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, дислоцирующейся в г. Пскове».

Так уж совпало, что в том же июне в воздушно-десантные войска на должность командира 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии был назначен Герой Советского Союза генерал Василий Филлипович Маргелов, впоследствии ставший командующим Воздушно-десантными войсками.

«Свою деятельность в дивизии Маргелов начал с того, что сам выполнил свой первый прыжок с парашютом с аэростата и обязал всех, кто уклонялся от выполнения прыжков – это были офицеры медсанбата и тыловых подразделений и служб, выполнять все прыжки по программе, так как воевать в тылу противника должны все, – вспоминал ветеран. – Благодаря стараниям и организаторским способностям Маргелов привел военный городок в должный порядок для нормальной службы и быта, построил стадион, спортивные площадки. Генерал Маргелов усилил требования по повышению боевой подготовки, физическому развитию и культуре десантников, создавал стимулы для личного состава дивизии: поощрения, награждения ценными подарками и даже предоставление десантникам отпуска за высокие показатели в боевой и политической подготовке. А какой десантник не мечтал побывать дома?

Вскоре дивизия по показателям инспекторской проверки стала лучшей в воздушно-десантных войсках и в дальнейшем это звание удерживала.

Генерал Маргелов пользовался большим авторитетом у личного состава дивизии, служить под его началом считалось большой честью».

В июле 1955 года Дмитрий Никифорович был переведен на службу в авиачасти, был преподавателем – начальником парашютно-десантной службы 914-го учебного авиаполка в Харьковском авиаучилище штурманов, в Забайкальском и Фрунзеском авиаучилищах летчиков, где обучал курсантов прыжкам с парашютом и катапультированию.

«Перед началом полетов курсанты обязательно проходили обучение катапультированию на тренажере НКТ-3 с 8-ми и 12-тикратными перегрузками. И начинались их полеты только после выполнения прыжков с парашютом и показных катапультирований с самолета УПИ МИГ-15 СТП», – вспоминал Мокроусов.

Всего за время службы Дмитрий Мокроусов совершил 1520 прыжков с парашютом, в том числе 23 катапультирования.

После увольнения в запас ветеран активно участвовал в военно-патриотическом воспитании молодежи. Даже достигнув весьма преклонного возраста, продолжал консультировать сотрудников Музея ВДВ «Крылатая гвардия», и не только по военным вопросам. Вместе со своим сыном Андреем, майора авиации в запасе, помогал в подготовке лекционного и экскурсионного материалов и передвижной выставки, посвященных освоению космического пространства.

24 ноября 2015 года состоялась траурная церемония прощания с Дмитрием Никифоровичем. В Георгиевском зале - Зале воинской памяти и славы дома прощания «Вознесение» было произнесено много теплых слов о ветеране.

Память о полковнике Мокроусове будет жить в наших сердцах.

Мокроусов Д.Н., полковник в отставке




Прочие новости
Заказ экскурсии