Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Влюблённые в небо

Влюблённые в небо

100 лет назад в Екатеринбурге создали аэроклуб. Как вспоминал в своих записках Алексей Владимирович Ольшванг (инженер-электрик, с 1919 года – профессор Уральского Политехнического Института), 19 ноября (2 декабря) 1917 года в библиотеке имени В.Г. Белинского под председательством Г.А. Олесова и военного лётчика А.Д. Муратова состоялось учредительное собрание отделения Всероссийского аэроклуба под названием «Екатеринбургский аэроклуб». На собрании были избраны члены совета: Олесов, Муратов, Абельс, Введенский, Ольшванг и Цецигов. Затем было организовано две секции: научная и спортивная, в которые записалось 25 и 20 человек соответственно.

В одном из ноябрьских номеров газеты «Уральская жизнь» была опубликована следующая статья:

«К открытию Екатеринбургского аэроклуба

Вопрос о демобилизации является особенно острым в авиационном деле. Осложняется он тем, что авиационным адептам придется проводить идею, бывшую до сих пор фантазией и сказкой – насаждать воздушную жизнь, т.е. приучать человека к воздуху и проводить незримые, но очень удобные и выгодные для государства воздушные пути сообщения – пассажирские, товарные и почтовые. В этом сложном деле на помощь государству, всецело погруженному до сих пор в вопросы военной авиации, должны прийти частные, авиационные организации, среди которых первое место принадлежит Всероссийскому аэроклубу.

Всероссийский аэроклуб, выделив из состава своих членов компетентных лиц, образовал особую комиссию, которой поручил разработку данного вопроса. Комиссии этой предстоит выяснить вопрос, как возможно выгоднее утилизировать весь тот огромный материал – подвижной состав и людей, которые останутся у государства за прекращением войны. Комиссия уже представила детально разработанный проект Начальнику управления военно-воздушного флота. По этому проекту задачи частной авиации в мирное время отводится главным образом к развитию воздушного пассажирского, товарного и почтового сообщения, в котором в так или иначе будет заинтересовано большинство министерств, как и многие частные учреждения. Грузовое воздушное движение выразится в перевозке ценных бумаг, денежных знаков, драгоценных камней и металлов там, где такое передвижение земельными путями представляется опасным и требует усиленной охраны, а также в перевозке драгоценных скоропортящихся грузов.

Чтобы по окончании войны можно было приступить сразу к организации перечисленных воздушных путей, комиссия постановила поддерживать в самых широких размерах организацию отделов аэроклуба, а также ходатайствовать перед управлением воздушного флота, об обещанной им поддержке со стороны государства и заинтересованных министерств. По проекту отделы Всероссийского аэроклуба предстоит громадная задача создать для будущего великого воздушного пути в Сибирь станцию, которая располагала бы своей школой, мастерскими заводами.

Аэроклуб в Екатеринбурге, как центре горнопромышленного Урала, при наличии обсерватории и горного института, при котором возможно открыть отделы аэродинамический и аэротехнический, имея под рукой все нужные материалы для изготовления на своих заводах аппаратов и моторов, должен будет в будущем разрабатывать конструкцию, строить и снабжать своими аппаратами и моторами громадную сеть станций России. Начав дело об открытии школы и мастерских, с развитием авиации он может преобразовать свои мастерские и заводы и таким путём легко выполнить поставленную задачу. Судя по тому, какой живой интерес вызывает в Екатеринбурге открываемый аэроклуб, можно надеяться, что средства у него будут. Их дадут те, кому дорого процветание родной авиации. Всякая посильная лепта сотворить великое будущее.

Здоровая молодёжь, спортсмены обоего пола, войдя членами в аэроклуб, смогут впоследствии испытать предмет увлечения этим новым видом спорта. Возвратившиеся с фронта лётчики найдут отдых в стенах родного аэроклуба, а отдохнувши, отдадут ему свой опыт и знание.

Итак, в добрый час. От души желаю благому начинанию успеха и развития.

Военный лётчик А. Д. Муратов»

Муратов Алексей Данилович (? – 1932) – советский военный лётчик. Участник 1-й мировой войны, прапорщик. В годы Гражданской войны – командир 5-го социалистического авиаотряда, в 1918 году перешёл на сторону белых, проходил службу в составе 3-го Сибирского авиаотряда, затем снова в составе Красного Воздушного Флота. Награждён орденом Красного Знамени. Умер от туберкулёза в 1932 году.

К декабрю 1917 года число членов учредителей аэроклуба выросло уже до 100 человек.

На втором собрании членов аэроклуба, прошедшего 3 декабря, было принято решение приобрести через Всероссийский аэроклуб три аэроплана. Один – системы «Ньюпор-17» для фигурных полётов и два аппарата системы «Фарман-4» для учебных целей.

В начале 1918 года Императорский всероссийский аэроклуб, созданный в 1908 году, решением Правительства РСФСР был упразднён. Начатое этим обществом дело нашло продолжение в лице советских осоавиахимовцев.

После гражданской войны в Екатеринбурге создаются различные авиационные кружки: самолётные, планёрные, авиамодельные. Одним из первых авиамоделистов в Екатеринбурге был Евгений Васильевич Волков. Уже в 1923 году, когда в СССР было создано Общество друзей Воздушного Флота, в городе проводятся первые соревнования по летающим моделям самолётов.

В 1930 году Е.В. Волков поступил на работу инспектором авиамодельной подготовки в Уральский областной совет ОСОАВИАХИМа, а в 1935 году перешёл работать мотористом в Свердловский аэроклуб. Впоследствии, после Великой Отечественной войны, он возвратился в авиамодельный спорт и более чем за 60-летнюю работу инструктором-авиамоделистом воспитал целую плеяду спортсменов, неоднократно блестяще защищавших спортивную честь не только одной Свердловской области, но и всей страны. Прошедший в январе 1930 года II Уральский областной съезд ОСОАВИАХИМа принял решение о создании Свердловской гражданской авиационной школы по подготовке лётчиков и мотористов. В феврале того же года на II Всесоюзном съезде ОСОАВИАХИМа немало внимания было уделено развитию авиации. Поэтому инициатива уральцев нашла поддержку. На создание авиашколы в Свердловске выделили 520 тысяч рублей и самолёты. 1 августа 1930 года в школе, которую возглавил Георгий Мартемьянович Тюменев, начались занятия.

В следующем, 1931 году, в торжественной обстановке прошёл первый выпуск пилотов. Это означало, что Урал приобрёл значение и как кузница кадров для Военно-Воздушных Сил.

30 апреля 1933 года Президиумом Уральского областного совета ОСОАВИАХИМа принято решение об открытии в Уральской области 4-х аэроклубов: Свердловского, Пермского, Нижнетагильского, Надеждинского (впоследствии – Серовского). В 1934 году было решено открыть 9 планёрных станций, одну авиамодельную лабораторию, 13 авиамодельных кабинетов и кружков.

В соответствии с решением областного совета в Свердловске открывается планёрная станция, начальником которой назначается А. Ф. Сизов. Полёты проводились на Митькиной горе (ныне это район пересечения улиц Артинской и Арвамирской), зимой на городском пруду, а также на Елизаветинской горе (у посёлка Елизавет).

Первым начальником Свердловского аэроклуба ОСОАВИАХИМа, начавшего свою работу 23 декабря 1933 года, стал Афанасий Эммануилович Афанасьев, болгарский коммунист, друг генерального секретаря болгарской компартии Георгия Димитрова. В послевоенные годы Афанасий Эммануилович был министром гражданской авиации Болгарии.

Надо отметить, что к августу 1934 года аэроклубы работали более чем в 100 городах СССР.

В 1934 году в трёх аэроклубах (Надеждинском, Нижнетагильском и Свердловском), работавших на территории Свердловской области, обучалось без отрыва от производства 435 человек. В 1936 году открыли Невьянский аэроклуб, впоследствии ставший филиалом Нижнетагильского аэроклуба.

В настоящее время в Свердловской области работают два авиационно-спортивных клуба ДОСААФ России – Екатеринбургский и Нижнетагильский.

Автор: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник

Прочие новости
Заказ экскурсии