Как в одном человеке могли соединиться огромное мужество и героизм с невероятной любовью к тончайшему искусству и мастерству?
Совместный проект Уральского государственного военно-исторического музея и Музея истории камнерезного и ювелирного искусства призван рассказать об участнике Великой Отечественной войны и известном уральском ювелире с уникальным жизненным опытом –
Борисе Алексеевиче Гладкове.
Гладков Борис Алексеевич родился в 1920 году в селе Саитовка Нижегородской области.
Учась в Горьковском художественном училище, он параллельно осваивал профессию авиатехника в аэроклубе им. Баранова, но не закончил его, а в 1940 году был призван в Красную Армию с последнего курса училища.
В это напряжённое время Борис Алексеевич, как и некоторые его однокурсники, попал служить в 447 корпусной артиллерийский полк РГК, который находился в Бресте. Это был настоящий боевой полк, прибывший с полей сражений Финской войны. Так вчерашний студент стал чертежником в батарее звуковой разведки. Для молодого художника это была поистине «ювелирная» работа – она требовала невероятной точности и аккуратности.
22 июня 1941 года немецкие войска начали вторжение в Советский Союз, напав на Брест. Так Борис Алексеевич стал участником Великой Отечественной войны с первых минут. Под огнём артиллерии и авиационными налётами он эвакуировал приборы для звукоразведки, а все личные вещи –фотографии, этюды и зарисовки, письма и художественные инструменты остались в огне.
На третий день войны, в суматохе отступления, Борис Алексеевич потерял свой полк и оказался сначала в 108 стрелковом полку, а затем в 240 гаубичном – был стрелком и разведчиком и только через 3 месяца, на подступах к Орлу, он вновь встретил свой полк. 14 месяцев Борис Алексеевич выполнял задачи артиллериста наблюдателя и разведчика – находился вместе с 447 корпусным артполком в самом пекле войны. По ночам, пока все спали, он делал зарисовки, оформлял боевые листки и стенгазеты, принимал участие в создании иллюстрированного фронтового журнала.
К июлю 1943 года отличного художника переводят на работу в оперативный отдел штаба 50 Армии – Борис Алексеевич наносит на карты боевую обстановку – эта работа происходит в условиях строгой секретности. Во время Белорусской операции летом 1944 года штаб армии был атакован большой группой немцев и Борису Алексеевичу приходится срочно эвакуировать секретную документацию. За выполнение этого задания он был награждён Орденом Красной звезды.
День Победы Борис Алексеевич встретил в г. Кёнисберге, и, после взятия города, участвовал в создании выставки, посвящённой боевому пути 50 Армии. В сентябре 1945 года Борис Алексеевич демобилизовался из армии, с этого момента в полной мере и начался его творческий путь.
После окончания войны Борис Алексеевич Гладков преподаёт черчение и рисование в обыкновенной средней школе, но уже летом 1946 года уезжает в Ригу и поступает в Академию Художеств – сразу на второй курс. Борис Алексеевич вновь учится живописи, а затем начинает преподавать в Рижском училище прикладного искусства.
Однако, рижский климат неблагоприятно воздействовал на здоровье художника и тогда он решается на переезд. Из 19 городов, предложенных Министерством культуры РСФСР, Борис Алексеевич выбирает Свердловск.
Совсем скоро он занимает должность директора художественно-ремесленного училища №42, но стремление к творчеству приводит Бориса Алексеевича на ювелирно-гранильную фабрику (позже – Свердловский ювелирный завод), где он остаётся главным художником и собирает вокруг себя талантливых модельеров, художников и ювелиров. Все вместе они фактически формируют стиль «уральской школы» ювелиров, узнаваемый и сейчас.
Работы Бориса Алексеевича были представлены на многочисленных международных и российских выставках, хранятся не только в Алмазном фонде, но и в Оружейной палате Кремля и других крупнейших музеях. За многие годы своей неутомимой творческой деятельности художник и ювелир разработал более 2000 эскизов украшений, более 700 из них были воплощены в жизнь. В 1999 году Борис Гладков получает звание Заслуженного художника России.
Всё творчество Бориса Алексеевича разделено на две противоположные темы. События войны не оставляли его всю жизнь – художник создавал монументальные полотна, писал портреты Г.К. Жукова и Г.А. Речкалова. В то же время, в его ювелирных изделиях прослеживается сказочные мотивы и «уральский колорит» Борис Алексеевич Гладков ушёл из жизни 7 апреля 2016 года.
Многие из его работ вы можете увидеть в экспозиции Музея истории камнерезного и ювелирного искусства.
Подготовила Белоногова С.Е., главный научный сотрудник
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |