Железнодорожные войска России 6 августа отмечают своё 170-летие. Их рождение и развитие тесно связаны с техническим прогрессом.
Первыми подразделениями войск стали роты по охране и эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Создание этих формирований предусматривалось Положением об управлении дороги, которое было «высочайше утверждено» 6 августа 1851 года императором Николаем I.
Всего было создано 14 отдельных военно-рабочих рот, две кондукторские роты, одна телеграфическая рота. Общая численность достигла 4340 человек личного состава. Задачей первых военно-железнодорожных подразделений стала поддержка рабочего состояния железнодорожных путей, переездов, мостов, а также их охрана.
В последующие годы были созданы подразделения для строительства железных дорог, так как гражданские строители оказались не в силах освоить объём развернувшегося в России транспортного строительства.
До 1908 года железнодорожные части входили в состав инженерных войск. Затем они были выделены в самостоятельную категорию и подчинены службе военных сообщений (ВОСО) Генерального штаба.
Российские военные железнодорожники впервые в мире из транспортных строителей возвели на театре военных действий во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов железнодорожную линию Бендеры – Галац для обеспечения действий воюющей армии. Рельсовый путь протяжённостью 303 километра был сдан в эксплуатацию спустя 100 дней после начала строительства, причём из-за проливных дождей работа велась в общей сложности 58 полных рабочих дней. В дальнейшем военные железнодорожники занимались восстановлением стальных линий непосредственно в прифронтовой полосе.
На счету российских военных железнодорожников уникальная Закаспийская железная дорога, построенная в два этапа в период с 1880 года по 1891 год от берега Каспийского моря до Самарканда в условиях пустынной местности. На первом этапе она строилась как военная дорога для обеспечения боевых действий против воинственных племён текинцев. Протяжённость главного хода дороги от Красноводска до Самарканда составил 1510 км.
Военные железнодорожники проявили воинскую доблесть и высочайший профессионализм в русско-японской войне 1904–1905 гг. Ими впервые в России были построены блиндированные поезда – прообразы бронепоездов. Военные железнодорожники были в рядах защитников Порт-Артура. Их героическими усилиями была построена Кругобайкальская железная дорога, ввод которой в эксплуатацию ускорил переброску войск из центральных районов России на Дальний Восток. До этого поезда переправляли через озеро Байкал на двух специальных паромах, а зимой проложили рельсовый путь по льду.
В ходе Первой мировой войны личным составом частей и соединений было построено около 300 километров ширококолейных железных дорог и до 4000 км узкоколейных, восстановлено более 4600 км верхнего строения пути и почти 5000 км телефонно-телеграфных линий железнодорожной связи.
За время Гражданской войны (1918–1921) военные железнодорожники восстановили и обеспечили эксплуатацию 22000 км железных дорог, восстановили 3169 железнодорожных мостов.
Железнодорожные войска обеспечивали боевые действия РККА в ходе военных конфликтов на КВЖД (1929), в районе озера Хасан (1938) и реки Халхин-Гол (1939).
В 1939 году, при подготовке наступательной операции восточнее реки Халхин-Гол, в условиях пустынно-степной местности, за 76 рабочих дней была построена 324-километровая железная дорога Борзя – Баин – Тумен.
В ходе Советско-финляндской войны, в 1940 году, за 47 рабочих дней в исключительно тяжёлых зимних погодных условиях была построена 132-километровая железная дорога Петрозаводск – Суоярви.
В годы Великой Отечественной войны личным составом Железнодорожных войск и специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения СССР было восстановлено главных путей - 81332 км, вторых путей - 6901 км, станционных путей - 29041 км, стрелочных переводов - 76984. Кроме того, было построено и восстановлено 2720 км железных дорог узкой колеи, 73456 км линий связи, 7990 станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений. При отступлении военные железнодорожники уходили последними, уничтожая станции, мосты, железнодорожные пути. При наступлении шли сразу за передовыми частями.
Была в советских Железнодорожных войсках и своя гвардия – приказом Народного комиссара обороны СССР от 28 апреля 1942 г. № 127 28-я железнодорожная бригада «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» была преобразована в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду. В послевоенное время дислоцировалась на Украине, где и осталась после распада Советского Союза.
Военные железнодорожники строили дороги на Целине, прокладывали железнодорожные линии: Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут, Ивдель – Обь, сооружали Байкало-Амурскую магистраль.
В 2021 году воины Железнодорожных войск вновь вернулись на БАМ, приступив к его реконструкции. Среди современных строителей БАМа есть и части из Центрального военного округа.
Создатель легендарного танка Т-34 М. И. Кошкин и А. И. Судаев – конструктор стрелкового оружия, чей ППС-43 признан одним из лучших пистолет-пулемётов периода Второй мировой войны (1939–1945), свой творческий путь начали во время службы в Железнодорожных войсках.
Служил в Железнодорожных войсках и дважды Герой Советского Союза космонавт В. П. Савиных. В звании старшего сержанта он был помощником начальника железной дороги в период строительства линии Ивдель – Обь.
В годы Великой Отечественной войны воин-железнодорожник сержант В. П. Мирошниченко был удостоен звания Героя Советского Союза, а ещё 26 военных железнодорожников стали Героями Социалистического Труда, этого же высокого звания удостоено 5 военнослужащих войск – участников строительства Байкало-Амурской магистрали.
В настоящее время войска входят в систему Материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации (МТО ВС РФ), работает Главное управление начальника железнодорожных войск.
Личный состав Железнодорожных войск привлекается к ликвидации последствий стихийных бедствий.
Войска имеют своё высшее учебное заведение, кадетский корпус, научно-исследовательский институт, конструкторские бюро и заводы.
Подготовил: И. А. Лындин
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |