Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

106 лет назад русский лётчик первым в мире выполнил «мёртвую петлю»

106 лет назад русский лётчик первым в мире выполнил «мёртвую петлю»

9 сентября 1913 года над Сырецким аэродромом Киева военный летчик Пётр Николаевич Нестеров первым в мире выполнил замкнутую кривую в вертикальной плоскости, названную впоследствии «петлёй Нестерова» или «мёртвой петлей». Эта фигура сложного пилотажа получила такое название, поскольку те летчики, которые пытались её выполнить до Нестерова, делали это на несовершенных летательных аппаратах и зачастую погибали.

Пётр Нестеров родился в Нижнем Новгороде 27 февраля 1887 года. Его отец, Николай Фёдорович, был офицером-воспитателем кадетского корпуса. Пётр закончил Нижегородский кадетский корпус, где ранее служил его отец. Его как одного из лучших учеников направили в Михайловское артиллерийское училище. Сдав на отлично выпускные экзамены, Пётр в 1906 году был произведён в подпоручики и попал по распределению в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Служил на Дальнем Востоке.

Пётр Нестеров

Пётр Нестеров.

Воздухоплаванием Пётр Нестеров увлёкся в 1910 году, построил планер и совершил полёт на нём. В 1912 году он сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного лётчика и совершил первый самостоятельный полёт, а в 1913 году окончил курс авиационного отдела Гатчинской Офицерской Воздухоплавательной школы. В мае 1913 года Нестерова перевели в авиационный отряд в Киеве, а затем в 11-й корпусный отряд. Вскоре он стал командиром отряда.

Нестеров также увлекался конструированием. На основе изучения полёта птиц летчик разработал и предложил военному ведомству проект летательного аппарата без вертикального оперения. Первоначально проект отклонили, но Нестеров усовершенствовал свою машину и проект одобрили. В 1914 году он усовершенствовал самолет «Ньюпор-4».

Петр Нестеров рядом с самолетом «Ньюпор-4».

В то же время у Нестерова зародилась идея «мёртвой петли». Он доказал теоретически возможность её выполнения еще в 1912 году. В 1913 году уже появились такие фигурные полёты, как крутые виражи и спирали, но в представлении воздухоплавателей существовали ещё «критические углы смерти». Нестеров собирался разрушить эту теорию, доказав, что опытный и разумный лётчик может выровнять машину из любого положения.

«Мёртвую петлю» Пётр Нестеров выполнил на самолёте «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в Киеве в 6 часов вечера 9 сентября 1913 года. Поднявшись на высоту примерно 1 тысячи метров, лётчик выключил мотор и начал круто, почти вертикально, планировать. Снизившись, таким образом, до высоты 600 метров и, достигнув высокой скорости, русский лётчик включил мотор и выровнял машину. Затем начал поднимать самолёт круто вверх, и «Ньюпор» сделал круг в вертикальной плоскости. Пилот оказался вниз головой. Публика была шокирована.

С началом Первой мировой войны Пётр Нестеров отбыл на Юго­-Западный фронт, где принимал участие в боях за Львов. Нестеров настолько эффективно осуществлял бомбометание, что австрийское командование обещало награду тому, кто собьёт его самолёт. 8 сентября лётчик совершил свой последний подвиг: сбил вражеский самолет, проводивший разведку передвижения русских войск.

Нестеров не имел намерения уничтожить самолёт врага ценой собственной жизни. В «Акте расследования по обстоятельствам геройской кончины начальника 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитана Нестерова» указывалось: «Штабс-капитан Нестеров уже давно выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика». Через семь месяцев после гибели Петра Нестерова поручик А. А. Казаков применил его воздушный таран и после удачной атаки благополучно возвратился на аэродром.

Похоронили героя 13 сентября в Киеве при громадном стечении народа. В Никольском военном соборе было проведено отпевание, затем траурная процессия направилась к Аскольдовой могиле, где под залпы артиллерийского салюта и траурные звуки военных оркестров состоялось погребение. Позже могилу Нестерова перенесли на Лукьяновское кладбище. На могильном холме был водружён огромный белый крест из пропеллеров. Внизу креста сделали надпись: «Путник, преклони колени, здесь покоится Нестеров».

Подготовил В. Безруков

Прочие новости
Заказ экскурсии