Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут

9 августа –  День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
На фотографии: картина А. А. Боголюбова «Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года».

Картина А. А. Боголюбова «Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года».


В ходе Северной войны 1700 – 1721 годов 6 августа (26 июля) – 7 августа (27 июля) 1714 года произошло 2-дневное Гангутское сражение, в котором русский галерный флот под командой генерал-адмирала Ф. М. Апраксина одержал победу над шведским флотом.

Справка: Северная война (Великая Северная война, Двадцатилетняя война) – война, длившаяся с 1700 по 1721 год между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая империя – Российская, имеющая выход в Балтийское море и обладающая мощной армией и флотом. Столицей империи стал Санкт-Петербург, расположенный в месте впадения реки Невы в Балтийское море.

К весне 1714 года русская армия в борьбе со шведами добилась значительных успехов. Был занят город Гельсингфорс, захвачена крепость Або на берегу Ботнического залива. Продолжалось вытеснение противника с территории Финляндии. Зимой 1713 – 1714 годов у деревни Лапполы, недалеко от города Вазы, генерал М. М.  Голицын нанёс сильнейший удар по 15 тысячному шведскому корпусу: неприятель там потерял свыше 5 тысяч убитыми, 535 человек пленными. Вконец деморализованные остатки корпуса ушли в безлюдные леса. Но на море по-прежнему господствовали шведы. Русский галерный флот так и не смог пробиться к Або, доставить туда продовольствие и боеприпасы для армии, которая должна была вести дальнейшее наступление. Поэтому пришлось на зиму оставить в крепости лишь гарнизон, а остальные части по суше перебросить в Гельсингфорс, где находились в достаточном количестве продовольствие, фураж, порох. Русские галеры не пустила  в Або шведская эскадра – 12 больших кораблей, с почти тысячью орудий крупного калибра.  Шведам было о чём беспокоиться: война подошла к их границам. От Або до Стокгольма двести пятьдесят километров, от Вазы, занятой русскими войсками, до ближайшего шведского города Умео – всего сто километров.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер и вспомогательных судов с 15-тысячным войском) под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Но путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата и отряд гребных судов) под командованием вице-адмирала Г. Ватранга.

Помимо этого несколько галер и шхерботов под командованием контр-адмирала Таубе заняли позицию у Аландских островов, на случай, если какие-то русские галеры все-таки прорвутся сквозь эскадру Ватранга и дойдут до Або.

Отряду Апраксина напрямую прорваться с боем не было возможности. Не помог бы даже весь имеющийся на Балтике парусный русский флот. Он был явно слабее шведского. Следовало искать особые подходы к решению проблемы.

По просьбе Апраксина в Тверминне прибыл Пётр I. После изучения нескольких возможных вариантов, он приказал построить через узкий перешеек полуострова – 2,5 км – деревянный настил для переброски по нему нескольких галер и скампавей в шхерный район, расположенный севернее Гангута. Тем самым он рассчитывал внезапными действиями этих судов в тылу противника отвлечь его внимание от предстоящего прорыва основных сил русского флота.

Но  Ватранг, едва узнав о попытке русских перетащить галеры по суше, тут же направил отряд гребных кораблей под командованием контр-адмирала Эреншельда к тому месту, где галеры бы спускались с помоста в воду. Парусно-гребной фрегат «Элефант», 6 галер и 3 шхербота со 120 орудиями и около тысячи человек на бортах поджидали русских.

Другой отряд под командованием вице-адмирала Лилье, в составе 8 линейных, фрегата и 2 бомбардирских кораблей, направился для нанесения удара по главным силам русского флота в районе его сосредоточения у деревни Тверминне.

Силы шведов оказались разобщены. Пётр I решил немедленно воспользоваться этим. Ведь Ватранг, считая, что весь русский флот будет перетащен по суше, ослабил силы своей эскадры в самом важном месте. Не учёл он и особенности местного климата. Полное безветрие здесь длится всю ночь и до полудня следующего дня.

Утром 6 августа (26 июля) из-за безветрия шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора М. Х. Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом, надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 7 августа (27 июля) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался и флагманский шведский корабль. Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.


На фотографии: гравюра М. Бакуа «Гангутское сражение».

Гравюра  М. Бакуа «Гангутское сражение», выполненная по заказу Петра I.


С русской стороны погибли 127 человек, в том числе 8 офицеров. 342 человека были ранены, в том числе 1 бригадир, 16 офицеров. 232 русских моряков, в том числе 7 офицеров, попали в плен к шведам. Итого общие потери – 701 человек (в т. ч. – 1 бригадир, 31 офицер).

Потери шведов составили 1 прам, 6 галер, 3 шхербота, 361 убитый (9 офицеров), 580 пленных (1 адмирал, 17 офицеров). Всего – 941 чел. (в т. ч. — 1 адмирал, 26 офицеров), 116 орудий.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии, в более дальней перспективе она сыграла важную роль в благоприятном для России исходе Северной войны 1700–1721 годов.

В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов в условиях шхерного района, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Высокие морально-боевые качества солдат, матросов и офицеров позволили русскому флоту нанести поражение численно превосходящему шведскому флоту.

Пётр I высоко оценил победу у Гангута, прировняв её к Полтавской. На учреждённой специальной медали надпись гласила: «Прилежание и храбрость превосходит силу».


На фотографии: схема Гангутского сражения.

Схема Гангутского сражения.


Оценивая значение флота для государства, Пётр I после победы при Гангуте сказал: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, – обе руки имеет».

В 1871 году в Рилакс-фьорде, на месте погребения русских моряков, погибших в Гангутском сражении,  был поставлен памятник.

 

Автор: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник.

Прочие новости
Заказ экскурсии