Родина Григория Андреевича Речкалова – деревня Худяково (ныне посёлок Зайково) Ирбитского района Свердловской области. Григорий Андреевич учился в Зайковской и Большеистокской школах. Работал на Верх-Исетском заводе, затем на мукомольном заводе № 4, был членом первичных организаций ОСОАВИАХИМа. Без отрыва от производства закончил Свердловский аэроклуб. С 1938 года – в Красной армии, год спустя окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.
В течение первой недели Великой Отечественной войны Речкалов выполнил на биплане И-153 около 30 боевых вылетов на штурмовку и провёл 10 воздушных боёв. На этой же машине он одержал свою первую победу – 27 июня 1941 года залпом реактивных снарядов сбив одного из атаковавших его Ме-109.
Затем стал летать на И-16. Вскоре сбил на нём сначала польский истребитель PZL-24 (на них летали румынские лётчики), а затем – немецкий бомбардировщик Ю-88.
На 35-й день войны Григорий Андреевич был тяжело ранен осколками зенитного снаряда голову и ногу. Превозмогая боль, он привёл машину на свой аэродром. Ранение в ногу оказалось тяжёлым. После трёх операций приговор врачей был суровым: на боевых самолётах летать запрещается, можно лишь на легкомоторном У-2, да и то в тылу. Смириться с такой вот «отставкой» боевой лётчик не захотел, добился назначения в запасной авиационный полк. Летом 1942 года, освоив истребитель Як-1 и ещё раз побывав в госпитале – трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой 55-й истребительный авиационный полк, получивший к тому времени наименование «гвардейский» (16-й гвардейский истребительный авиационный полк). Воевал под началом знаменитого аса А. И. Покрышкина (трижды Героя Советского Союза, возглавлявшего в 1972–1982 годы ДОСААФ СССР). Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, участвуя в 20 боях, доводит число своих побед до 6, сбив 4 самолёта лично и 2 – в составе группы.
В декабре 1942 года полк отозвали с фронта для перевооружения на американские истребители P-39 «Аэрокобра». К весне 1943 года, получив новые машины на Северном Кавказе, полк отправился на Кубань. В первом же вылете, Речкалов и Покрышкин сбили по одному Ме-109 в воздушном бою над станицей Крымская. 15 апреля Речкалов сбил Ю-88 в бою с большой группой бомбардировщиков. На следующий день – Ме-109 около станицы Холмская и ещё два Ме-109 до 21 числа.
Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведённый нашими асами 16 июля 1944 года. Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков. 12 самолётов 16-го гвардейского полка под командованием Г. А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2 000 метров. Над ними с превышением 400–500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим – гвардии подполковником А. И. Покрышкиным. А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта А. И. Труда.
Вскоре было замечено, что курсом на восток движется группа свыше 30 вражеских машин. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы.
Истребители Речкалова и Покрышкина устремились в атаку на бомбардировщики, а Труд связал боем истребители противника. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанёс удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил вражеский бомбардировщик. Затем ещё один.
Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеский бомбардировщик. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё три «Юнкерса». На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, было сбито 9 сбитых вражеских самолётов.
К маю 1943 года командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии старший лейтенант Г. А. Речкалов совершил 194 боевых вылета, в 54 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 2 – в составе группы. 24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
К июню 1944 года заместитель командира того же полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Г. А. Речкалов совершил 415 боевых вылетов, участвовал в 112 воздушных боях, сбил лично 48 самолётов противника и 6 – в группе с товарищами. 1 июля 1944 года второй раз удостоен звания Герой Советского Союза.
Всего Речкалов выполнил около 450 успешных боевых вылетов, в 122 воздушных боях сбил 56 самолётов лично и 6 – в составе группы.
После войны Григорий Андреевич продолжил служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. С 1959 года генерал-майор авиации Г. А. Речкалов – в запасе. Жил в Москве.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Aлександра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды), медалями.
Г. А. Речкалов написал книги о военных буднях – «В гостях у молодости», «Дымное небо войны», «В небе Молдавии».
22 декабря 1990 года сердце этого замечательного лётчика перестало биться. Похоронен Г. А. Речкалов на кладбище села Зайкова, рядом с могилами своих родителей.
В августе 2015 года в посёлке Зайково был открыт музейно-патриотический комплекс имени дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова.
Автор: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |