Приведённая выше фраза взята из письма советского разведчика Героя Советского Союза Николая Кузнецова, которое он передал в штаб отряда перед операцией «Дар» (очередным «актом возмездия») с просьбой вскрыть только в случае своей гибели.
«25 августа 1942 г. в 24 часа 05 мин. я опустился с неба на парашюте, чтобы мстить беспощадно за кровь и слёзы наших матерей и братьев, стонущих под ярмом немецких оккупантов.
Одиннадцать месяцев я изучал врага, пользуясь мундиром германского офицера, пробрался в самое логово сатрапа – германского тирана на Украине Эриха Коха.
Теперь я перехожу к действиям.
Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но если для Родины, которую я люблю, как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью, я сделаю это. Пусть знают фашисты, на что способен русский патриот и большевик. Пусть знают, что невозможно покорить наш народ, как невозможно погасить солнце.
Пусть я умру, но в памяти моего народа патриоты бессмертны.
«Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!».
Это моё любимое произведение Горького.
Пусть чаще читает его наша молодёжь...
Ваш Кузнецов».
27 июля 2016 года будет отмечаться 105 годовщина со дня рождения этого легендарного разведчика.
Родился он в 1911 году в крестьянской семье в уральской деревне Зырянка (ныне Талицкого района Свердловской области). Крещен именем Никанор, что по-гречески означает «Победитель». В тридцатых годах, получая паспорт, Кузнецов взял себе имя Николай, кстати, в свою очередь происходящего от древнегреческого имени Николос, что переводится как «победитель народов». И еще одно совпадение: свои подвиги в годы Великой Отечественной войны Николай Кузнецов совершил, действуя в составе партизанского отряда «Победитель». Видимо это неслучайно – умение побеждать ему было присуще всегда. Все за что он брался, непременно доводил до совершенства. Будь то изучение языков, игра в самодеятельных спектаклях, изучение лесоводства и работа в лесных партиях, участие в коллективизации, работа секретным агентом ОГПУ на Урале, а затем контрразведчиком в Москве. А чего стоит его виртуозная разведывательная и диверсионная деятельность в Ровно – столице оккупированной немцами части Украины!
Иногда приходится слышать: не скрываются ли под именем Николая Кузнецова два человека: один выходец из далекой уральской деревни, другой – из военной среды, с молоком матери впитавший в себя аристократические манеры. Ведь все, кто встречался с Кузнецовым отмечали, его удивительную военную выправку, хороший вкус в одежде, широкий кругозор, мастерское владение оружием, природный дар к изучению языков (а он свободно говорил на польском, украинском, коми, в юности увлекался искусственно созданным языком международного общения эсперанто, по-немецки же он мог говорить на нескольких диалектах, более того, был способен общаться по-русски с немецким акцентом). И все же Николай Кузнецов един во всех своих ипостасях.
Одноклассница Николая Кузнецова по Талицкой школе-семилетке Софья Иосифовна Брускова вспоминала: «Ника приехал в Талицкую семилетку в шестой класс в 1924 году. Сидел у окошка на второй парте, а я – на средней ряду. Мы мало общались. Он жил далеко от меня: я – в центре, он – на западной стороне. Да и бегали все разными группами. Девочки, которые жили рядом, позже рассказывали, что ходили вместе с ним на разлив реки. Никоша им обычно стихи декламировал… Он всегда немного выделялся. Учителя приводили его часто в качестве примера для класса, но удивлялись, как в нем уживается две натуры. В перемены с мальчишками бегает, шалит, но начинается урок – преображается. Еще он отличался от сверстников военной выправкой. Просто как маленький солдатик ходил. Сейчас я объясняю это тем, что Ника очень любил своего отца и всегда стремился походить на него. А Иван Павлович семь лет служил в царской армии. Видимо, сохранил солдатскую выправку под крестьянской одеждой».
Перед заброской в тыл немцев Кузнецов писал 27 июня 1942 года брату Виктору следующее: «Мы уничтожим фашизм, мы спасем отечество. Нас вечно будет помнить Россия, счастливые дети будут петь о нас песни, и матери с благодарностью и благословлением будут рассказывать детям о том, как в 1942 г. мы отдали жизнь за счастье нашей горячо любимой отчизны».
В январе 1944 года Кузнецову был направлен вслед за отступающими немецкими войсками с первой остановкой во Львове. Вместе с Кузнецовым выехали разведчики Иван Белов и Ян Каминский, у которого во Львове были многочисленная родня и немало знакомых. Во Львове Кузнецов уничтожил нескольких оккупантов – в частности, были ликвидированы шеф правительства дистрикта Галиция Отто Бауэр и начальник канцелярии правительства генерал-губернаторства доктор Генрих Шнайдер. Но весной 1944 года ориентировки с описанием разведчиков имели многие немецкие патрули в городах Западной Украины. Кузнецов решает уйти из города, пробиться в партизанский отряд или выйти за линию фронта.
В ночь с 8 на 9 марта 1944 года, приблизившись к линии фронта, группа Кузнецова натолкнулась на бойцов Украинской повстанченской армии (УПА). Это произошло в селе Боратин Бродовского района. Николай принял решение войти в село. Он посчитал, что, если это красноармейцы (бандеровцы были в форме солдат Красной Армии), то разведчики сумеют объясниться, а если бойцы УПА, Кузнецову и его спутникам нечего бояться (они были в немецкой форме.) Но бандеровцы знали, что это разведчики и намеревались брать Кузнецова живым. Он не сдался. Подорвал себя и находящихся рядом врагов гранатой. В ходе перестрелки с бандеровцами погибли и его товарищи Ян Каминский и Иван Белов.
Возможное захоронение группы Кузнецова было обнаружено 17 сентября 1959 года в урочище Кутыки благодаря поисковой работе его боевого товарища Николая Струтинского. Судебно-медицинское опознание и реконструкция облика Кузнецова по черепу выполнялись сотрудниками Герасимова (Сурнина, Успенский, Институт этнографии АН СССР).
Николай Струтинский добился перезахоронения останков Кузнецова во Львове на Холме Славы 27 июля 1960 года.
И кто бы мог подумать, что на рубеже XX и XXI веков Николая Кузнецова украинские националисты низведут в ранг врагов украинского народа. В 1992 году были ликвидированы музеи славы Кузнецова и снесены установленные ему памятники в Ровно и во Львове. Дело дошло до того, что в 1992 году памятник Николаю Кузнецову, установленный на Холме Славы, пришлось демонтировать и перевезти на Урал, в родные края Героя. Туда же, в Талицу, с 1998 года обсуждается вопрос о переносе праха Кузнецова. В самой же Талице с 1953 года существует Музей разведчика Н.И. Кузнецова, который сегодня вышел на передовую линию сохранения памяти о Герое и более того – о великом вкладе СССР в годы Великой Отечественной войны в победу над фашистской Германией. В ту победу, которую у нас так хотят отнять…
Рождение музея связывают с циклом радиопередач «По страницам книги Д.Н. Медведева «Это было под Ровно», выходивших в эфир в 1948 году. И года не прошло, как в Талицу потянулись туристы, желавшие побольше узнать о Герое.
«– И шли они на улицу Первомайскую, где в доме Прохоровых Ника Кузнецов жил во время учебы в 6-м классе, – рассказывает заведующая талицким Музеем разведчика Н.И.Кузнецова Вера Геннадьевна Спичева. – Надо отдать должное хозяину дома Михаилу Константиновичу Прохорову, который рассказывал о детских и юношеских годах Кузнецова. Столь большой интерес к личности легендарного разведчика показал, что назрела необходимость создать музей, посвященные его судьбе и деятельности. Начался сбор документов, фотографий, воспоминаний. Большую работу провели сотрудники районной газеты, преподаватели техникума, учителя школ города».
Первая экспозиция появилась в стенах Талицкого лесотехнического техникума, где Николай Иванович учился в 1927 – 1929 годах. Директор техникума поручил оформить уголок, посвященный памяти Героя, библиотекарю техникума Юлии Васильевне Чек. Именно Юлия Васильевна была первой собирательницей и хранительницей музея Н.И. Кузнецова. Шло время. Велась активная поисковая работа. Пополнялись фонды. Завязалась обширнейшая переписка с людьми, знавшими Кузнецова.
Дело, начатое Юлией Васильевной Чек, продолжила С.И. Брускова. Софья Иосифовна до последнего своего дня считала музей своим вторым домом, бескорыстно отзываясь на любую просьбу, в шутку называя себя живым экспонатом.
До 1978 года музей был общественным, народным. Затем он становится отделом Свердловского историко-краеведческого музея, приобретает статус государственного.
В год 70-летия со дня рождения Н.И. Кузнецова музею передали старое здание Талицкого лесотехнического техникума.
С 2008 года – он филиал Уральского государственного военно-исторического музея.
«- Наш музей в силу своей специфики постоянно проводит работу по патриотическому воспитанию молодежи, – рассказывает заведующая талицким Музеем разведчика Н.И. Кузнецова Вера Геннадьевна Спичева. – По установившейся традиции в музее в феврале проходит месячник, посвященный Дню защитника Отечества. С 1 по 9 марта совместно с клубом «Ровесник» Талицкого лесотехнического техникума мы проводим неделю памяти, посвященную Н.И. Кузнецову. 27 июля отмечаем его день рождения».
В этом, юбилейном году, сотрудники музея провели ряд мероприятий, посвященных памяти Героя, в том числе совместно с Талицкой детской школой искусств выставку рисунков «Моя малая Родина», совместно с талицкой Центральной библиотекой турнир «В памяти народной», выставку рисунков «Подвиг Николая Кузнецова глазами детей», ряд Уроков мужества».
В прошлом году в музее работала стационарная выставка «Друзей в бою не покидают», рассказывающая о Н.В. Струтинском (1.04. 1920 – 11.07. 2003) – советском партизане и разведчике, генерал-майоре КГБ СССР, друге и соратнике Николая Кузнецова, непосредственном участнике ликвидации высших чинов оккупационной немецкой администрации на Украине.
В этом году подготовлена историческая справка о соратнице Н. И. Кузнецова Марии Александровне Фортус.
Переступив порог музея, посетители попадают в затемненный коридор, где одна из стен выполнена из стекла. На ней на фоне фотопанно с материалами военного времени четко выделяется изображение Николая Ивановича Кузнецова в форме немецкого офицера.
Следующий зал залит светом. В нем рассказывается о детстве Ники Кузнецова, его жизни в деревне Зырянке, учебе в школе.
Еще шаг и мы в интерьере Талицкой Лесной школы.
Затем следуем по коридору, где на стенах висят портреты руководителей спецслужб 30-х и 40-х годов прошлого века. Словно вместе с Кузнецовым проходим путь от рядового гражданина до сотрудника ОГПУ и контрразведчика. Далее – зал, экспонаты которого повествуют о работе Кузнецова в лесоустроительной партии, уполномоченным по коллективизации, на заводах Верх-Исетский и Уралмаш, а также его деятельности как контрразведчика.
Особый колорит имеет зал, посвященный отряду «Победители». Здесь своя «изюминка» – партизанская землянка. Заглянув в него словно окунаешься в опасную и героическую обстановку партизанской жизни. На стенах зала карта района боевых действий отряда, информация о его командире и бойцах, о тех, вместе с кем Николай Кузнецов сражался с фашистами на Украинской земле.
Входящему в квадратный зал, где размещена экспозиция «Возмездие» в глаза сразу бросаются силуэты в сетке оптического прицела. Это образы представителей высшей немецкой администрации, уничтоженных разведчиком. Рядом – мундир разведчика, образцы оружия, фотографии и документы Пауля Зиберта, под чьим именем действовал в тылу врага Кузнецов.
С интересом изучают посетители музея и раздел о военной разведке времен Великой Отечественной войны. Здесь речь идет о таких профессионалах, как Рихард Зорге, Рудольф Абель, группе «Красная капелла» и других выдающихся разведчиках, чья деятельность легла в основу великой победы нашего народа над фашистской Германией.
Установленные в залах мультимедийные системы не только обеспечивают на современном техническом уровне отображение аудио- и видеоинформации, но и работают по определенному сценарию, имеют дистанционный запуск при наличии экскурсионных групп и отключения системы по зонам или комплексно при отсутствии посетителей.
Можно сказать, что талицкий Музей разведчика Н.И. Кузнецова уникален своей оригинальностью раскрытия всегда привлекающей свой таинственностью темы разведки. В его стенах не только сохраняется светлая память о герое-разведчике, но и создана своеобразная информационная площадка для пропаганды исторического наследия нашего народа, главным образом его самоотверженной борьбы с фашизмом, который оказался весьма живучим. Далеко за примером ходить не надо – на ранее братской Украине во всю процветает неонацизм. Военные преступления воинских формирований украинских националистов на Донбассе сравни преступлениям совершенными немецкими нацистами там же в годы Великой Отечественной войны.
Как не горько признавать, но это свидетельство потери большой части украинской молодежи исторической памяти. Пример размывания чуждой нацистской идеологией сознания народа-победителя. Такую же долю желают некоторые западные политики навязать и России. Мириться с этим значит вести дело к самоуничтожению нашей Родины. Но пока мы храним память о своих героях, людях самоотверженно преданных Отечеству, у нас есть шанс победить в этой борьбе за мировоззрение подрастающих поколений, за умы тех, кому строить будущее нашей страны.
«Я полон сознания, что наше дело правое, и мы уничтожим фашистского изверга», – писал Кузнецов другу Федору Белоусову от 8 июля 1941 г. перед своей первой командировкой в немецкий тыл. Это звучит актуально и сегодня.
Наш легендарный разведчик, благодаря сохраненной о нем памяти, по-прежнему остается на передовой линии борьбы с фашизмом.
Игорь Лындин,
ведущий научный сотрудник Уральского государственного военно-исторического музея
Здание музея в Талице, памятник Кузнецову (фото Игоря Лындина)
Экскурсию ведет заведующая талицким Музеем разведчика Н.И. Кузнецова Вера Геннадьевна Спичева (фото Валерии Лепаловской)
Николай Кузнецов в форме немецкого офицера (фото из архива Музея разведчика Н.И. Кузнецова)
Памятник Николаю Кузнецову в Талице (фото Игоря Лындина)
Струтинский Николай Владимирович
Дата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |