Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Жаркие бои зимней войны

Жаркие бои зимней войны

12 марта 1940 года подписанием в Москве мирного договора с Финляндией завершена советско-финляндская война 1939–1940 годов.

Согласно договору военные действия прекратились 13 марта. Финляндия отодвинула свою границу на Карельском перешейке северо-западнее Ладожского озера в районе Куолоярви на 150 км, передала СССР Выборг с Юго-Западной Карелией, полуострова Рыбачий и Средний, а также сдала ему в аренду на 30 лет полуостров Ханко (Гангут) с прилегающими островами.

В ходе войны 50 тысяч бойцов и командиров Красной Армии были награждены орденами и медалями, 405 человек стали Героями Советского Союза.

Вместе с тем эта война выявила многие серьезные просчеты и упущения в боевой подготовке и тыловом обеспечении РККА, слабость командования, низкую выучку бойцов и боевую слаженность расчётов, экипажей, подразделений и частей. Это, в свою очередь, породило у военно-политического руководства нацистской Германии иллюзию о возможности быстрой победы над СССР.

Советско-финляндская война была спровоцирована целым комплексом причин, связанных, в первую очередь, с защитой границы между двумя странами, а также геополитическими разногласиями.

Следует отметить, что в течение 1918-1922 гг. Финляндия два раза нападала на РСФСР. Для предотвращения дальнейших конфликтов в 1922 году был подписан договор о неприкосновенности советско-финляндской границы, по этому же документу Финляндия получила Петсамо или Печенегскую область, полуостров Рыбачий и часть полуострова Средний. В 1930-е годы Финляндия и СССР подписали Пакт о ненападении. При этом отношения между государствами оставались напряжёнными, руководства обеих стран опасались взаимных территориальных претензий.

В конце 1930-х годов военно-политическое руководство СССР также беспокоило усиление нацистской Германии. Несмотря на подписание Пакта о ненападении многие в СССР опасались военного столкновения и считали необходимым начинать подготовку к войне. Одним из наиболее стратегически важных городов СССР был Ленинград, но город находился слишком близко к советско-финляндской границе (на расстоянии 32 км). В том случае, если Финляндия решила бы поддержать Германию (а именно так и произошло), Ленинград оказался бы в очень уязвимом положении. Незадолго до начала войны СССР неоднократно обращался к руководству Финляндии с просьбой поменять часть Карельского перешейка на другие территории. Однако финны отвечали отказом. Во-первых, предложенные в обмен земли были неплодородными, а во-вторых, на участке, заинтересовавшем СССР, находились важные военные укрепления – линия Маннергейма.

Также финская сторона не дала своего согласия на аренду Советским Союзом нескольких финских островов и части полуострова Ханко. На этих территориях руководство СССР планировало разместить свои военные базы.

Поводом к началу Зимней войны стал майнильский инцидент. 26 ноября 1939 года со стороны Финляндии был произведён обстрел деревни Майнила, располагавшейся на Карельском перешейке. Больше всего от обстрела пострадали советские пограничники, находившиеся в тот момент в деревне. Финляндия отрицала свою причастность к этому акту и не желала дальнейшего развития конфликта. Однако советское руководство воспользовалось сложившейся ситуацией и объявило о начале войны.

Как уже упоминалось, война завершилась победой СССР.

Международная реакция на начавшуюся войну была предсказуема: СССР исключили из Лиги Наций, причём с нарушением правила: за исключение высказались 7 стран из 15, состоявших в Совете Лиги Наций, 8 не участвовали или воздержались. То есть, исключили меньшинством голосов.

В ходе войны Финляндию снабжали оружием Великобритания, Франция, Швеция и другие страны. В Финляндию прибыло более 11 тысяч иностранных добровольцев.

Более того, Великобритания и Франция приняли решение о формировании 150-го экспедиционного корпуса для войны с СССР на стороне Финляндии. Фактически Лондон и Париж приняли решение об агрессии против Советского Союза и это в состоянии войны с гитлеровской Германией. Корпус не успел прибыть на место лишь по причине того, что Советско-финляндская война окончилась.

Готовили союзники и авианалёт на нефтяные промыслы и терминалы на советском Кавказе – в Баку, Батуми, Поти. Но когда 10 мая 1940 года германский вермахт нанёс удар по англо-франко-голландско-бельгийским войскам, в результате чего Германия оккупировала территорию Бельгии, Голландии, Люксембурга и северной Франции, союзникам стало уже не до военных авантюр против СССР.

В числе тех, кто сражался в Карелии и Финляндии были и уральцы. Так в Свердловске были созданы 3-й лыжный батальон (воевал в составе 9-й армии) и 4-й лыжный батальон (15-я армия); в Перми – 5-й лыжный батальон (15-я армия); в Челябинске – 106-й и 107 лыжные батальоны, впоследствии переформированные соответственно в 137-й – 141-й и 142-й – 147-й лыжные эскадроны, воевавшие в 8-й армии.

За участие в финской войне звание Героя Советского Союза было присвоено 412 военнослужащим, свыше 50 тысяч были награждены орденами и медалями. В их числе и уральцы.

Пётр Устинович Богатырь.

П. У. Богатырь родился 18 января 1914 года в селе Гули Могилёвского уезда Подольской губернии Российской империи (ныне село Барского района Винницкой области Украины) в крестьянской семье. Украинец. Образование 7 классов. После школы работал в колхозе, был секретарём комсомольской организации села.

В 1936 году Барским районным военкоматом Винницкой области Украинской ССР был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и вскоре направлен в военно-политическое училище. По окончании училища получил назначение в 97-ю стрелковую дивизию 13-й армии и был назначен политруком 1-й стрелковой роты 136-го стрелкового полка. 30 ноября 1939 года началась Советско-финляндская война. С февраля 1940 года младший политрук П. У. Богатырь воевал на Карельском перешейке, участвовал в прорыве линии Маннергейма.

22 февраля 1940 года полк, в котором служил Пётр Устинович, подошёл к урочищу Кууса у современного посёлка Климово Выборгского района Ленинградской области, где на высоте 16,6 располагался финский ДЗОТ и вражеские укрепления. В сложных боевых условиях младший политрук произвёл разведку местности, что позволило взять высоту 16,6 с минимальными потерями.

В самом конце полк подошёл к реке Вуокса. 7 марта 1940 года рота, в которой служил П. У. Богатырь, атаковала финские позиции, но попав под шквальный перекрёстный огонь противника, залегла на льду. Командир роты старший лейтенант Глаголь был убит. Младший политрук П.У. Богатырь первым поднялся в атаку и личным примером увлёк бойцов за собой. Тяжело раненый Пётр Устинович продолжал командовать ротой и выполнил боевую задачу.

За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года младшему политруку Богатырю Петру Устиновичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Богатырь участвовал и в Великой Отечественной войне. В 1942 году, окончив Военно-политическую академию им. В. И. Ленина, он ушёл на фронт. Воевал на Юго-Западном и Донском фронтах. С июля 1943 года гвардии майор П. У. Богатырь сражался на Северо-Западном фронте в должности заместителя командира 21-й гвардейской миномётной бригады по политической части. За отличие в летних боях 1943 года под Старой Руссой был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В составе 21-й гвардейской миномётной бригады участвовал в Старорусско-Новоржевской и Прибалтийской операциях, освобождал город Ригу. Войну закончил в составе 2-го Прибалтийского фронта. С 1946 года гвардии подполковник П. У. Богатырь в запасе. После увольнения из армии работал на Дальнем Востоке. С 1954 года жил в селе Филькино Серовского района Свердловской области.

29 сентября 1959 года Пётр Устинович Богатырь скончался. Похоронен в селе Филькино Серовского городского округа Свердловской области.

Прохор Денисович Залесов.

П. Д. Залесов родился 3 августа 1914 года в селе Ожогино (ныне – Шатровский район Курганской области) в крестьянской семье. Рано остался без родителей, воспитывался в сельскохозяйственной коммуне.

После окончания начальной школы работал конюхом в коммуне. Позднее Прохор Денисович окончил курсы шофёров в школе ОСОАВИАХИМа и начал работать водителем в Шадринске.

С 1932 года проживал в Нижнем Тагиле, работал водителем Управления высоковольтных сетей Нижнего Тагила, затем на Нижнетагильском заводе огнеупорных материалов. В сентябре 1939 года Залесов был призван на службу в РККА. Участвовал в советско-финляндской войне, будучи шофёром 301-го гаубичного артиллерийского полка 7-й армии Северо-Западного фронта.

Залесов доставлял на своей машине боеприпасы от станции Лейпясуо до позиций артиллерийской батареи у станции Кямяря (ныне – Гаврилово Выборгского района Ленинградской области). В момент погрузки снарядов финская артиллерия начала обстреливать советские позиции. Вагоны загорелись, стали рваться снаряды. В этой обстановке Залесов загрузил машину снарядами и своевременно доставил их в расположение батареи, тем самым обеспечив выполнение артиллеристами боевой задачи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» красноармеец Прохор Залесов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 480.

В 1941 году Прохор Денисович в первые же дни Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Защищал Родину на Ленинградском, 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. В звании капитана встретил победу, будучи начальником 416-й полевой авторемонтной базы 4-й ударной армии Ленинградского фронта. После окончания Великой Отечественной войны в звании майора Залесов был уволен в запас. Вернулся в Нижний Тагил. Работал с автомобилистами, принимал активное участие в общественной жизни и воспитании молодёжи.

Умер 29 мая 1981 года.

Николай Григорьевич Кичигин.

Н. Г. Кичигин родился 13 февраля 1913 года в Екатеринбурге. После окончания трёх курсов Свердловского автодорожного техникума работал фрезеровщиком на свердловском заводе имени Воровского. В 1936 году Кичигин был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1939 году окончил Орловское танковое училище. Участвовал в советско-финляндской войне, будучи командиром танкового взвода 161-го отдельного танкового батальона 40-й танковой бригады 7-й армии Северо-Западного фронта.

Во время одной из ночных разведок боем танк Кичигина был подбит. Он вынес из горящего танка получивших ранения членов своего экипажа и оказал им первую помощь, после чего держал до утра оборону, уничтожив несколько десятков финских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1940 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младший лейтенант Николай Кичигин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 248.

Николай Григорьевич участвовал и в Великой Отечественной войне.

В 1957 году в звании гвардии подполковника он был уволен в запас. Вернулся в Свердловск. Умер 3 июля 1993 года, похоронен на Широкореченском кладбище.

Владимир Михайлович Курочкин.

В. М. Курочкин родился в 1913 году в Екатеринбурге. После окончания семи классов школы и школы фабрично-заводского ученичества работал модельщиком в модельном цеха заводе «Уралтяжмаш». Параллельно с работой занимался в Свердловском аэроклубе. В 1935 году Курочкин был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в боях на озере Хасан. С января 1940 года – в боях советско-финляндской войны, был командиром звена 7-го истребительного авиаполка 7-й армии Северо-Западного фронта.

21 февраля 1940 года самолёт Курочкина был подбит, но лётчик сумел посадить его на аэродром. Несмотря на сложные погодные условия, Курочкин многократно вылетал на воздушную разведку, всегда возвращаясь с важными данными. 9 марта 1940 года в одном бою он сбил два вражеских самолёта. За время войны он совершил 60 боевых вылетов на штурмовку скоплений финской боевой техники и живой силы, принял участие в ряде воздушных боёв, сбив 3 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» старший лейтенант Владимир Курочкин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 258.

В июне 1941 года после окончания 1-го курса Военно-воздушной инженерной академии был направлен на стажировку на Черноморский флот в Севастополь, где с начала Великой Отечественной войны командовал истребительной авиационной эскадрильей 91-го истребительного авиационного полка.

26 июля 1941 года в ходе налётов лётчиков 20-го и 91-го ИАП на аэродром Фурсы произошла ожесточённая схватка. В тот день четыре И-153 (ведущий – Герой Советского Союза В. М. Курочкин) прикрывали шесть таких же машин с мелкими осколочными бомбами, ведомых старшим лейтенантом Г. Р. Павловым. После сброса бомб советские лётчики насчитали на земле шесть сожжённых вражеских самолётов, и, кроме того, им удалось подбить в районе аэродрома один Hs-126 и два Ме-109. Но с советской стороны также были потери. Один И-153 сбит огнём зениток, а три из группы истребителей прикрытия были сбиты поднявшимися на перехват «Мессершмиттами». Командир эскадрильи капитан В. М. Курочкин из этого вылета не вернулся.

В Екатеринбурге на здании ГПТУ № 1 установлена мемориальная доска в память Героя.

Согласно именным спискам в Советско-финляндской войне погибло, умерло и пропало без вести 126 875 военнослужащих Красной Армии. Потери же финских войск составили, по официальным данным, 21 396 убитыми и 1 434 пропавшими без вести. Впрочем, в отечественной литературе нередко встречается и другая цифра финских потерь – 48 243 убитых, 43 тысяч раненых.

Подготовил И. А. Лындин

Прочие новости
Заказ экскурсии