Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

Обломки бомбардировщика A-20G «Boston»

Обломки бомбардировщика A-20G «Boston»

В 2014 году в Музей ВДВ «Крылатая гвардия» были переданы обломки бомбардировщика A-20G «Boston», разбившегося 13 сентября 1943 года в Нижнесергинском районе Свердловской области.

Поисковые отряды обнаружили его спустя полвека после трагического крушения. Как американский самолёт оказался на Урале? В годы Великой Отечественной войны аэродром Кольцово входил в состав воздушной магистрали «Уэлькаль - Москва», созданной для перегонки советскими экипажами самолётов, поставляемых по ленд-лизу в СССР из США. Известно, что бомбардировщик вылетел из аэропорта Кольцово. Имена членов экипажа также стали известны: командир - лейтенант Илья Чупаков, штурман - старший лейтенант Василий Чабанюк, воздушный стрелок-радист - старший сержант Никита Карачун.

В ходе исследований научные сотрудники музея установили происхождение ряда обломков, а также раскрыли историю их происхождения. Так, например, удалось выяснить, что разные детали самолёта изготавливались совершенно разными компаниями США.

Табличка

Логотип «WRIGHT aircraft engines» прямо говорит о том, что двигатель для самолёта производила американская фирма «Wright Aeronautical», основанная братьями Райт и существовавшая до 1929 года.

После фирма была преобразована в корпорацию «Curtiss-Wright». Радиальные двигатели, которые разрабатывала «Curtiss-Wright», широко использовались в авиации 1930-х и 1940-х годов.

Деталь отвёртки

На детали имеется надпись: ««YANKEE» north bros. Mfg. co.». Славная американская традиция обязательно маркировать свои изделия значительно облегчает задачу любого исследователя.

North Brothers Manufacturing Company (North Bros. Mfg. Co. или North Bros.) - американский производитель, который специализируется на изготовлении ручных инструментов, малой бытовой техники и некоторых специализированных инструментов. Фирма была основана в 1878 году и до 1946 года она принадлежала одной семье. Производитель наиболее известен своими инструментами. Бренд «Yankee» невероятно популярен и по сей день, несмотря на то, что права на выпуск этих ручных отвёрток выкупались уже несколько раз разными производителями. Такие инструменты, вероятно, имелись и на борту «Бостона».

Крепление

На креплении имеются надписи: «BOSTON MASS / UNITED CARR» и «LIFT / THE DOT».

В 1919 году «Carr Fastener Company» с гордостью объявила о своих планах по строительству нового завода. Компания специализировалась на производстве фиксаторов, держателей и креплений для автомобилей. В 1928 году, после соединения с компанией крепежей из США, завод стал именоваться «United-Carr Fastener Company».

К концу 1930-х компания значительно расширила производство: здесь делали застёжки для одежды, автомобилей, самолётов и многое другое. Часть одной из таких застёжек оказалась и у нас. Вероятно, она могла соединять ремни в самолёте.

Хомут с крепежом

Это часть крепежа была невероятно распространена в самолётах того времени. Такой хомут предназначен для удерживания шланга радиатора. Примечательно, что выпускала её одна и та же фирма, имеющая патент на эту деталь.

Крепёж с клеймом «Wittek MFG. CO», изготовлялся на мануфактуре в городе Чикаго.

Трубка

На детали имеется обозначение партии и надпись: «Ryan Aeronautical CO».

Компания «Ryan Aeronautical» была основана Т. Кложом Райаном в 1934 году. В 1969 году она стала частью «Teledyne». Компания начиналась как лётная школа, но уже к 1940-м стала значительным производителем самолётов.

Табличка от индикатора

Эта деталь - табло от амперметра. Вероятно, измеритель силы тока располагался на приборной панели.

Видна измерительная шкала, а также можно различить надпись: «antenna current indicator / General Electric».

«General Electric»— американская многоотраслевая корпорация, производитель многих видов техники, такой как авиационные двигатели, бытовая и осветительная техника, а также широкого спектра продукции военного назначения.

Компания основана в 1878 году изобретателем Томасом Эдисоном и первоначально называлась «Эдисон электрик лайт», после объединения в 1892 году с компанией «Томсон-Хьюстон электрик» получила своё современное название.

Музей благодарит поисковый отряд «Соболь» и его руководителя Александру Борисовну Ванюкову, а также Региональный центр патриотического воспитания и его директора Родобольского Игоря Олеговича за уникальный экспонат.  

Вещественные материалы
Заказ экскурсии