Логотип Уральского государственного военно-исторического музея. Выполнен в форме пятиконечной звезды красного цвета, в центр которой вписано изображение ящерицы на щите. Является переходом на главную Уральский государственный военно-исторический музей
Включить версию для слабовидящих

1 декабря – ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

1 декабря – ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ – День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой  у мыса Синоп (1853 год).

Синопское сражение - последнее в истории крупное сражение парусных флотов и первое сражение, в котором применялись бомбические орудия, стрелявшие разрывными снарядами. Произошло оно между русской и турецкой эскадрами на рейде турецкого порта Синоп, у южного берега Чёрного моря. Закончилось уничтожением 15 из 16 турецких кораблей и страшным пожаром в городе. Русский флот потерь в кораблях не имел.

Потери турок составили 10 боевых кораблей, 1 пароход, 2 транспорта, 2 торговых судна и 1 шхуна. Убито и ранено 3000 моряков и 1000 солдат десанта, взяты в плен 180 человек, в том числе командующий вице-адмирал Осман-паша и 3 командира кораблей. Уничтожено 500 орудий.

Потери русских: 38 убитых, 210 раненых, подбито 13 орудий и 10 станков, серьёзные повреждения получили 2 корабля.

Сражению предшествовали следующие события.

4 октября (22 сентября по старому стилю) 1853 г. Османская империя объявила войну России.

К моменту начала войны султан Абдул-Меджид проводил политику реформ - танзимат, вызванную кризисом османского феодального общества, социально-экономическими проблемами и усилением соперничества европейских держав на Ближнем Востоке и Балканах. Для этого были использованы заемные средства западных государств (французские и английские), которые расходовались на покупку промышленных изделий и вооружения, а не на укрепление экономики Турции.

Перед Великобританией открылась возможность образования антироссийской коалиции и ослабления влияния России на Балканах. Французский император Наполеон III, достигший престола путем государственного переворота, искал случая вмешаться в европейские дела и принять участие в какой-либо серьезной войне, чтобы поддержать свою власть блеском и славой победы французского оружия. Поэтому он сразу примкнул к Англии в ее восточной политике против России. Турция решила использовать этот шанс для восстановления своих позиций и отторжения от России территорий северного побережья Черного моря, Крыма, Кубани, Закавказья.

Формальным поводом к вмешательству послужил спор о святых местах в Иерусалиме, где турецкий султан дал некоторые преимущества католикам, ущемляя права православных.

Защищая единоверцев, император Николай I потребовал от султана соблюдения договоров о правах России в Палестине, а также чтобы он дал особое право для российского императора быть покровителем всех православных подданных Османской империи. Состоявшиеся в феврале–мае 1853 года переговоры между Россией и Османской империей зашли в тупик. В ответ на несговорчивость турок русские войска заняли Молдавию и Валахию, а Англия и Франция, чтобы поддержать Турцию, ввели свои флоты в Дарданеллы. Султан, заявив России требование об очищении дунайских княжеств в 15 дней, не стал ожидать конца этого срока и начал враждебные действия против России.

Русский посол в Лондоне был предупреждён, что в случае атаки турецких портов корабли союзников заступятся за них.

11 октября (29 сентября) Эскадра вице-адмирала Нахимова в составе 4 линейных кораблей, 1 фрегата и 1 брига отправилась из Севастополя, чтобы крейсировать у турецких берегов и мешать доставке турками оружия и боеприпасов горцам Северного Кавказа, чья партизанская война сковывала самые боеспособные части русской армии.

26 октября (14 октября) Через Босфор в Чёрное море прошла турецкая эскадра из 5 фрегатов, 1 корвета и 1 парохода. Корабли направлялись в Синоп.

1 ноября (20 октября) Нахимов получил сообщение о начале войны и предписание не пропускать турецкие суда с военными грузами и захватывать их.

3 ноября Нахимов издал приказ: "Имею известие, что турецкий флот вышел в море с намерением занять принадлежащий нам порт Сухум-кале и что для отыскания неприятельского флота отправлен из Севастополя с 6-ю кораблями генерал-адъютант Корнилов. Неприятель не иначе может исполнить своё намерение, как пройдя мимо нас или дав нам сражение".

5 ноября (24 октября) произошла встреча в море эскадр вице-адмирала П.С. Нахимова и контр-адмирала Ф.М. Новосильского. Отправив с Новосильским в Севастополь поврежденные штормом линкор и бриг, Нахимов с объединёнными силами - 5 линейными кораблями, 1 фрегатом и 1 пароходом пошел к Синопу.

21(9) ноября произошел первый в истории бой парусного корабля с пароходами. На широте Пицунды примерно в 10 милях от берега русский 40-пушечный фрегат "Флора" под командой капитан-лейтенанта Антона Никитича Скоробогатова обнаружил 3 пароходо-фрегата: "Таиф", "Фейзи-Бахри" и "Саик-Ишаде" под флагом вице-адмирала Мустафа-паши. Суммарное вооружение кораблей составляли 34 орудия. Капитаном флагманского корабля "Таиф" был английский капитан I ранга Адолфус Слейд. Незадолго до этого турецкие пароходы выгрузили в Вардане (ныне в черте Сочи) 60 бочонков пороха и свинец в плитах для горцев, и предупредили, что в районе Сухума надо ждать десант из Синопа. Турецкие пароходы атаковали "Флору" несколько раз, но оказались неспособны использовать преимущество в маневре и штиль. Повернувшись бортом к атакующим пароходам, фрегат вёл гораздо более меткий огонь, чем противник. Не потеряв ни одного человека, "Флора" нанесла туркам такие повреждения, что "Таиф" на буксире отвели в Синоп для ремонта в доках. Оставив "Таиф" в Синопе, Мустафа-паша ушёл в Константинополь.

23(11) ноября приблизившись к Синопу на 2 мили, Нахимов обнаружил там большие силы - 7 фрегатов, 2 корвета, 1 шлюп 9 и 2 больших парохода. Турецкий порт и стоявший в нем флот прикрывали 6 береговых батарей. Нахимов принял решение блокировать порт до прибытия подкреплений, так как батареи по интенсивности огня стоили целого линейного корабля и создавали перевес сил в пользу турок.

28(16) ноября контр-адмирал Новосильский с 3 кораблями - "Париж", "Три Святителя" и "Великий князь Константин" - присоединился к эскадре Нахимова, усилив её вдвое.

29(17) ноября на пришедшем из Севастополя фрегате "Кулевчи" Нахимову было доставлено предписание морского министра Российской империи адмирала А.С. Меншикова по возможности щадить город Синоп, чтобы не дать европейским странам повода к войне.

Опасаясь подхода к противнику подкреплений, Нахимов решил на следующий день дать бой.

Русской эскадре предстояло стремительно войти в бухту, где полумесяцем стояли готовые к бою турецкие корабли, способные взять под перекрестный обстрел все входящие на рейд корабли. Во второй линии стояли пароходы и транспорты с десантом, который должны были доставить в Сухум.

Переночевав в 10,5 милях к северо-востоку от Синопского перешейка, русская эскадра в 7.15 построилась в 2 колонны: правую повёл Нахимов на флагмане "Императрица Мария", за которым следовали "Великий князь Константин", "Чесма" и фрегат "Кагул". Левую колонну ("Париж", "Три Святителя", "Ростислав" и фрегат "Кулевчи") вёл Новосильский. Был туман, моросил дождь, который в 16 часов перешёл в сильный ливень.


Около 12 часов русская эскадра вошла в Синопскую бухту. Первый выстрел дал турецкий флагман "Ауни-Аллах" в 12.28. Начался ожесточенный огневой бой и уже около трёх – трёх с четвертью часов дня турецкий флот был разгромлен. Далее – до 16 часов происходило лишь добивание его остатков. Один за другим грохотали страшные взрывы на уже искалеченных турецких судах. То русские бомбы попадали в турецкие крюйт-камеры, то сами турки, покидая свои суда, окончательно прибитые к берегу, перед своим бегством поджигали пороховые камеры. Береговые батареи, уже погибая, всё ещё продолжали борьбу из редких уцелевших своих орудий. Но и они в начале 5-го часа пополудни умолкли. Русская эскадра за четыре часа (с двенадцати с половиной до четырёх с четвертью часов) выпустила 16 800 снарядов. Стрельба нахимовских комендоров при этом была всегда на редкость меткой.

По приказу Нахимова еще в ходе боя русские моряки начали спасать экипажи горевших турецких судов, переправлять на берег раненных.


Следует отметить, что Синоп делился на 2 части – западную, турецкую, окружённую крепостной стеной, и восточную, греческую. Во время атаки русского флота турки бросили свою часть города, а греки остались, считая русских друзьями. Поэтому, когда горящие обломки фрегата "Фазли-Аллах" и корвета "Неджми-Фешан", а также перелетевшие вражеские суда русские снаряды подожгли турецкую часть города, она, оставленная жителями, сгорела дотла. Греки же потушили все возгорания. Помогали им после боя и русские моряки.

Перед тем, как покинуть Синоп, П.С. Нахимов направил личное письмо консулу Австрийской империи, который, впрочем, как и русский вице-консул, пережил в городе весь кошмар сражения. Павел Степанович писал, что атака на Синопскую бухту, была продиктована необходимостью пресечь подвоз войск и снаряжения, используемых турками для «возбуждения» мятежных подданных России на Кавказе. В письме было указано также на то, что город сгорел от взрывов на собственных, т. е. турецких, кораблях. «Я покидаю этот порт и обращаюсь к Вам, как к представителю дружественной нации, рассчитывая на Ваши услуги, чтобы объяснить городским властям, что императорская эскадра не имела никакого враждебного намерения ни против города, ни против порта Синоп», ­– писал Нахимов.

Тем не менее, в лучших традициях информационной войны, английские газеты назвали этот бой «Синопской резней», намекая, что русские моряки не только разгромили вражеский флот, но и зверски расправились с мирными жителями. Традиция подобного злонамеренного извращения фактов в западных средствах массовой информации продолжена и в наши дни.

В 20.00 Нахимов приказал отводить корабли от берега с помощью пароходов и гребных судов. Эскадра ночевала в полутора милях от берега. При осмотре турецких судов было взято 180 пленных, в том числе Осман-паша, раненый и ограбленный своими же матросами, которые сняли с него верхнюю одежду и отобрали ключ от каюты. Свой палаш турецкий вице-адмирал вручил Нахимову.

Из всего турецкого флота спасся лишь пароход "Таиф", который по скорости (10 узлов) и вооружению не имел себе равных среди пароходов на Чёрном море. Он имел закрытую батарею из 2-х 10-дюймовых, 4-х 36-фунтовых и 16-ти 24-фунтовых пушек. С началом сражения "Таиф" развёл пары и около 13 часов вышел из-за боевой линии своей эскадры и на полном ходу проскочил между "Ростиславом" и берегом. Фрегаты "Кагул" и "Кулевчи", дрейфовавшие в тылу русских кораблей, попытались преградить ему дорогу, но "Таиф" обошёл их, ведя огонь издалека. Подувший встречный ветер помешал парусным судам преследовать пароход. Но в 13.30 "Таиф" встретился с шедшей на помощь Нахимову русской эскадрой из 3 пароходов, под командованием вице-адмирала В.А. Корнилова. Впереди под флагом самого Корнилова шёл 6-пушечный пароход "Одесса" (командир капитан-лейтенант Ф.С. Керн). Следом спешили "Херсонес" (командир капитан-лейтенант К.К. Штофреген) и "Крым" под флагом контр-адмирала А.И. Панфилова (флаг-офицером Панфилова был лейтенант Н.А. Бирилёв).

В ходе завязавшегося боя "Одесса" сблизилась с "Таифом". Русские стреляли метко, турки – посредственно, однако единственное попавшее в русский пароход турецкое ядро ранило унтер-офицера и повредило стойку штурвала. Пока на "Одессе" исправляли повреждение, пользуясь тем, что два других русских парохода находились на расстоянии дальше орудийного выстрела, капитан I ранга Слейд вывел свой корабль из-под обстрела "Одессы" и ушел в сторону Константинополя. По поступившим впоследствии оттуда сообщениям, на "Таифе" погибло много людей.


4 декабря (22 ноября) русская эскадра вошла на севастопольский рейд.

В результате Синопского сражения турецкий флот на Черном море был уничтожен. Регулярное снабжение горских повстанцев на Кавказе прервано. Синоп, как военно-морскую базу, Турция смогла восстановить лишь спустя тридцать лет.

Однако Англия и Франция использовала этот эпизод русско-турецкой войны как повод для международной интервенции против России. Своей целью они ставили устранение влияния России на славянские государства на Балканах, отторжение от нее Крыма, северных и дальневосточных территорий, вытеснение ее с Кавказского побережья Черного моря и из Закавказья. 27 (15) марта 1854 года они объявили войну России. В течение 1854 – 1856 гг. боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

Как мы знаем из истории, Россия в той войне устояла. Атаки на Балтике, Белом море, на Камчатке, на северочерноморские города были отбиты. Осажденный Севастополь держался 11 месяцев, и лишь его южная часть была сдана врагу. На Кавказе русская армия захватила турецкую стратегически важную крепость Карс.

30 (18) марта 1856 года был подписан Парижский трактат между Россией с одной стороны и Францией, Великобританией, Турцией, Сардинией, Австрией и Пруссией с другой. Россия возвращала Турции крепость Карс взамен южной части Севастополя, уступала Молдавскому княжеству устье Дуная и часть Южной Бессарабии. Подтверждалась автономия Сербии и Дунайских княжеств. Чёрное море и проливы Босфор и Дарданеллы объявлялись нейтральными: открытыми для торгового мореплавания и закрытыми для военных судов, как прибрежных, так и всех прочих держав.

Восстановив силы, Россия дипломатическим путем добилась в 1871 году отмены режима демилитаризации Чёрного моря, предусмотренного статьями Парижского трактата.

Заново отстроенный Черноморский флот надежно служил России вплоть до начала Гражданской войны, когда его большая часть была затоплена, чтобы не отдать Германии, как того требовали положения Брестского мира 1918 года. В советское время флот был возрожден. Обновленный в последние годы он способен выполнять поставленные задачи в любой точке мирового океана. Традиции героев Синопского сражения продолжены.

В оформлении статьи использованы иллюстрации:

1. Алексей Петрович Боголюбов. Синопский бой 18 ноября 1853 года. 1868.

2. Вид Синопа. Русский художественный листок В. Тимма, № 4 за 1854 год.

3. Николай Павлович Красовский. Возвращение в Севастополь эскадры Черноморского флота после Синопского боя. 1863. 

Прочие новости
Заказ экскурсии