Сегодня исполнилось бы 95 лет легендарному летчику, одному из лучших истребителей Великой Отечественной войны Г. А. Речкалову.
Григорий Андреевич родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне пос.Зайково Ирбитского района Свердловской области) в крестьянской семье.
Учиться начал в Зайковской школе, а когда семья переехала в село Бобровку в Сысертском районе, продолжил обучение в школе поселка Большой Исток. С четырнадцати лет начал трудовую деятельность электромонтером на местном мельничном заводе. Позднее, переехав в Свердловск, начал учиться в фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода, собираясь стать металлургом. В то же самое время он начал заниматься в кружке планеристов, а затем поступил в Свердловский аэроклуб. В конце 1937 года по комсомольской путевке Речкалов был направлен в военную школу летчиков в Перми, которую закончил в 1939 году.
После распределения Григорий Речкалов в звании сержанта был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде (Украинская ССР). В то время эта истребительная часть только формировалась, и Речкалов является одним из немногих старожилов полка, начавших в нем службу и прошедших в его составе через всю войну. В то время 55-й ИАП был укомплектован самолетами И-15 бис,УТИ-4 и И-16 и входил в состав 1-й скоростной бомбардировочной бригады Киевского особого военного округа (КОВО). В январе 1940 года 55-й ИАП был переведен в состав 43-й истребительной бригады ВВС Одесского военного округа, а с апреля того же года вошел в состав 20-й смешанной авиационной дивизии ВВС Одесского военного округа (4-я ВА). Во время службы в полку Григорий Речкалов принимал участие в «освободительном» походе на Бессарабию.
Накануне Великой Отечественной войны полк базировался на окраине города Бельцы в Молдавии и перевооружался на новые типы истребителей в течение лета. Но к началу войны эскадрилья Г.А. Речкалова ещё имела на вооружении устаревшие И-153.
За день до начала войны Григорий Речкалов проходил врачебно-летную комиссию и был забракован по причине обнаруженного дальтонизма. Однако, 22 июня 1941 года, когда он вернулся в часть, начальник штаба полка дал ему срочное задание по доставке документов и на медицинское заключение даже не посмотрел.
В течение первой недели Великой Отечественной войны, летая на «Чайке» (И-153) с «синим номером 13» на хвосте, Григорий Речкалов выполнил 30 боевых вылетов (22-23 июня) на штурмовку и провел 10 воздушных боев.
27 июня Речкалов уничтожил Bf.109 реактивными снарядами РС-82. к концу месяца одержал еще одну победу. В июле, увеличив свой счет, получил звание младший лейтенант и в конце месяца пересел с И-153 на И-16. В одном из боев Речкалов сбил 3 вражеских самолета, был сам ранен, но привёл самолет на аэродром. Он был отправлен в госпиталь, а затем в запасной авиационный полк, осваивать самолеты ЯК-1.
Действуя на Южном Фронте, 55-й ИАП уже 7 марта 1942 года получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й гвардейский истребительный авиационный полк (16 ГвИАП), впоследствии был перевооружен на ЯК-1.
Григорий Андреевич Речкалов вернулся в свой полк в апреле 1942 и к концу года имел уже 4 личные и 2 групповые победы в 20 боях. В конце 1942 года полк отозвали с фронта для перевооружения на американские истребители Р-39 «Аэрокобра». К весне 1943 года, получив новые машины на Северном Кавказе, полк отправился на Кубань. В первом же вылете, Речкалов и Покрышкин сбили по одному Bf.109F в воздушном бою над станицей Крымская. В течение этого периода Речкалов получил звание старший лейтенант и стал командиром звена в эскадрильи капитана А.И. Покрышкина.
15 апреля 1943 года Речкалов сбил Ju.88 в бою с большой группой бомбардировщиков. На следующий день-Bf.109 около станицы Холмская и ещё два Bf.109 до 21 числа. Восемь дней спустя, шесть «Аэрокобр» капитана А.И. Покрышкина завязали бой с группой Ju.87,сопровождаемой четырьмя Bf.109 над линией Фронта. Оба сбили по 2 самолета. В течение апреля Речкалов сбил семь Bf.109 и один Ju.88.
24 мая 1943 года Григорию Андреевичу Речкалову было присвоено звание Героя Советского Союза за 12 личных и 2 групповые победы, одержанные в 194 вылетах и 54 боях (по данным на май 1943 года).
Вспоминая о тех днях, Григорий Андреевич позднее писал: «Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Сначала противник действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, несется к земле. Но мы быстро разгадали тактику немецких летчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи наведения радио, эшелонировать группы самолетов так называемой «этажеркой». Именно в эти дни в нашем полку родился «соколиный удар», разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным». К концу сражения на Кубани им было одержано ещё 11 побед.
1 июля 1944 года гвардии капитан Речкалов награжден второй Золотой звездой за 415 боевых вылетов,112 воздушных боев, 48 личных и 6 групповых побед.
После назначения Покрышкина замкомандиром полка Речкалов становится командиром первой авиаэскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он назначен командиром 16-го ГвИАП. Но после гибели И. Олиференко из-за халатности механика, Речкалов был снят с должности комполка и туда был назначен Б. Глинка. Через несколько дней тот был серьезно ранен в воздушном бою, и врио комполка вновь стал Речкалов. Но скоро его сменил в этой должности И.И. Бабак.
16 июля 1944 года он одержал очередную победу – сбил Ju.87. отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и, как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы.
Вскоре полк переместился на 1-й Украинский Фронт и принял участие во Львовско-Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провел над Берлином в апреле 1945 года.
Через много лет после окончания войны у Григория Речкалова как-то спросили, что он больше всего ценил в «Аэрокобре», на которой одержал столько побед. Речкалов ответил, что главное в этой машине была отличная, редкая, по тем временам, радиосвязь. Благодаря её, пилоты в группе разговаривали между собой, как по телефону. Поэтому, никаких неожиданностей в боевых вылетах у них не бывало.
В феврале 1945 года, за грубое нарушение приказа и, связанной с этим трагедии, приказом командира 16-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, Григорий Речкалов был отстранен от командования 16-м Гвардейским авиаполком и назначен инспектором по технике пилотировая 9-йГвИАД, должность, не связанную руководством личным составом.
Несмотря на это, Речкалов продолжал выполнять боевые вылеты до самого конца войны. Закончил он войну на «Аэрокобре» с 61 личными и 4 групповыми победами, одержанными в более 420 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях. Согласно исследованиям М.Ю. Быкова, ещё 3 личные победы, одержанные им летом 1941 года, не были записаны на его боевой счет.
Григорий Андреевич Речкалов был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени и Красной Звезды (дважды). Стал почетным гражданином города Бельцы, откуда началась его карьера военного летчика.
После войны, Григорий Речкалов ещё долго оставался на службе в ВВС. В 1951 году он окончил Военно-Воздушную академию. В 1959 году, в звании генерал-майор, Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве. Написал книги: «В гостях у молодости» (М.,1968), «Дымное небо войны» (Свердловск,1968), «В небе Молдавии» (Кишинев, 1979). На родине Героя был установлен бронзовый бюст и открыт музей.
Умер Григорий Андреевич Речкалов 22 декабря 1990 года в Жуковском. По завещанию, похоронен рядом с матерью, на кладбище поселка Бобровский Сысертского района Свердловской области.
Награды
• Орден ЛенинаДата | Название | |
---|---|---|
18 Ноября | Дело о похищенных орденах | |
18 Ноября | Спасти Деда Мороза! Никто, кроме нас! | |
28 Октября | Выставка «Жуков. История полководца». Музей ВДВ «Крылатая гвардия» | |
28 Октября | Режим работы УГВИМ в нерабочие, выходные и праздничные дни |